Планетологи нашли еще один ключ к поиску пригодных для жизни миров
Наука

Планетологи нашли еще один ключ к поиску пригодных для жизни миров

21 июня 2024 года, 11:53

Чтобы успешно находить пригодные для жизни миры, надо прежде всего определиться с методикой поиска. Тем более что пять тысяч открытых экзопланет предоставляют неплохую выборку. Правда, большинство из них заметно больше Земли. На этот фактор обратила внимание команда планетологов во главе с доктором Мики Накадзимой, которая пришла к выводу, что в будущих исследованиях необходимо прекратить искать легкие пути и сконцентрироваться на планетах земного класса — даже если их по-настоящему сложно обнаружить.

Основной метод обнаружения экзопланет — транзитный, для которого нужно, чтобы планета несколько раз прошла прямо между телескопом и своей звездой, ненадолго «приглушив» ее яркость. Понятно, что в этом случае приоритет получают газовые гиганты (как самые большие и надежно заслоняющие светило), да к тому же вращающиеся по чрезвычайно близким орбитам (никто не будет ждать следующего транзита годами). Другой метод — радиальных скоростей — гораздо требовательнее к точности расчетов и чувствительности аппаратуры.

Но, возможно, земной науке стоит развивать именно его, если человечество действительно намерено нащупать в космосе миры — если не с братьями по разуму, то хотя бы пригодные для колонизации. Потому что жизнь на горячем юпитере (а именно к этому классу принадлежит большинство из пяти тысяч экзопланет) — удовольствие, которое вряд ли продлится дольше пары миллисекунд.

Это один из выводов, к которому пришла группа исследователей, решившая упорядочить имеющиеся на сегодняшний день методы поисков жизни и выработать рекомендации для их продолжения. Они выдвинули к таким научным предприятиям ряд требований, которые на первый взгляд кажутся очевидными, но на деле исполняются не так часто. Одного лишь нахождения планеты в «Зоне Маши и Медведя» должно быть мало — как минимум, она должна быть не сильно больше Земли. И, желательно, скалистой.

Кроме того, очень неплохо было бы для такой планеты обладать аналогом нашей Луны — во многом именно она обеспечивает на Земле стабильный климат, сейсмическую активность и такую важную для океанской жизни «мелочь», как приливы и отливы. Скорее всего, даже в самом зарождении жизни наш непропорционально большой спутник сыграл весьма заметную роль. Другое дело, что луны в других звездных системах чрезвычайно сложно, почти невозможно обнаружить. Пока существует буквально пара кандидатов, и ни один из них не найден достоверно.

Но Накадзима и ее соавторы предложили ход, который поможет закрыть некоторые пробелы: они исследовали роль в появлении лун так называемой «потоковой нестабильности». Это процесс концентрации материи в газопылевом диске вокруг звезды, который приводит к быстрому формированию зародышей планет.

Оказалось, что такие крупные и тяжелые спутники, как Луна, практически не имеют шансов образоваться сами по себе, а, скорее всего, будут появляться в результате столкновений протопланет. К тому же диск для этого должен быть относительно беден водяным паром, который мешает росту подобных тел.

Это позволяет пересчитать вероятность нахождения подобных спутников на орбитах скалистых экзопланет в других системах, а значит — и степень их пригодности для жизни. В контексте того, что НАСА недавно приняло два предложения, касающиеся использования телескопа «Уэбб» для поиска экзолун, и одно из них касается как раз планет земного типа — важность очередного шажка в сторону расчета «потенциала обитаемости» иных миров трудно переоценить.