В России создали проект бюджетной космической группировки из 384 пикоспутников
Проекты

В России создали проект бюджетной космической группировки из 384 пикоспутников

20 июня 2024 года, 09:02

Выпускники Московского государственного технического университета имени Н.Э. Баумана (МГТУ) придумали, как обеспечить надежную и устойчивую передачу сигнала на всей территории нашей страны, включая труднодоступные районы. Они предлагают развернуть на орбите сеть из малых космических аппаратов для «Интернета вещей». В общей сложности группировка будет насчитывать 384 пикоспутника, однако, несмотря на такое большое количество, проект считается малобюджетным — на его реализацию будет затрачено 680 миллионов рублей.

Как объяснил глава проекта Виктор Булыбенко, нынешние спутники связи в России являются довольно громоздкими, однако заказчики используют далеко не весь их функционал, за что приходится переплачивать. Поэтому выпускники Бауманки предлагают создать группировку из пикоспутников: масса одного такого аппарата составит до 1 кг, а габариты — 100*100*38 мм. По сути, они походят на прямоугольные «шкатулки», которые будут занимать всего лишь одну треть от ячейки кубсата — унифицированной платформы для отправки на орбиту небольшой полезной нагрузки.

У пикоспутников не будет лишнего функционала, а значит, стоимость их создания существенно снижается. Всего предлагается изготовить 384 космических аппарата, которые будут выведены на 16 кроссполярных орбит, проходящих над полюсами Земли — благодаря такой траектории спутники смогут получать данные обо всей поверхности нашей планеты и обеспечат устойчивый сигнал над российской территорией, включая полярные районы.

По предварительной оценке, изготовление пикоспутников, их запуск и распределение по орбитам обойдется в 680 миллионов рублей. По утверждению стартап-команды, вывести все «созвездие» в космос можно на борту средней ракеты-носителя за три-четыре запуска. Кроме того, аппараты можно доставить на орбиту в качестве попутной полезной нагрузки. Один из отечественных венчурных фондов уже поддержал данный проект.

«Она [группировка] состоит из значительно большего количества аппаратов, но за счет сокращения задач и, соответственно, номенклатуры бортового оборудования их размер в десятки раз меньше. Это отражается на стоимости спутников и группировки в целом», — пояснил Виктор Булыбенко.

Примечательно, что у космических аппаратов будут исключительно российские комплектующие: в базовом варианте их оснастят мини-двигателями, блоком управления с микроконтроллерами, аккумуляторами, солнечными батареями, а также системами ориентации и позиционирования. Силовые установки будут работать на полиацетале — дешевом пластиковом материале, который испаряется под действием тепла и электрического разряда, превращаясь в плазму. Последняя и создает движущую силу, ускоряясь магнитным полем.

На своем борту спутники будут нести радиочастотные приемники и передатчики, что позволит обмениваться небольшим объемом информации со скоростью несколько килобит в секунду. Речь идет, в частности, о получении и транслировании телеметрических данных, команд управления или обычных текстовых сообщений.

Услуги спутниковой группировки могут быть востребованы в разных сферах: например, при обслуживании удаленных газотранспортных магистралей или ЛЭП, а также для поддержки беспилотных летательных аппаратов из космоса. Кроме того, спутники способны осуществлять дистанционное зондирование Земли, в частности, выявлять лесные пожары, изменения дрейфа морских льдов и многое другое. На первых порах сеть сможет обслуживать около 10 тысяч наземных терминалов, а в дальнейшем количество абонентских точек будет расти.

Ранее стало известно, что российская частная компания «Бюро 1440» может получить свыше 9 млрд рублей из бюджета на разработку и вывод на орбиту 66 спутников для предоставления широкополосного доступа в интернет. Численность группировки может возрасти до 900 космических аппаратов, поэтому данный проект называют потенциальным конкурентом сервису Starlink.