Китайские ученые ищут следы взрывов сверхновых в лунном грунте
Наука

Китайские ученые ищут следы взрывов сверхновых в лунном грунте

4 июня 2024 года, 10:02

Лунный грунт представляет из себя бесценную «капсулу времени» с минералами, многие из которых оставались нетронутыми сотни миллионов лет. Стремясь в полной мере использовать открываемые этим возможности, китайские учёные добились прорыва, усовершенствовав метод обнаружения в реголите редкого изотопа железа. Это должно привести к открытию новых подробностей о таких эффектных событиях в космосе, как взрывы сверхновых.

Практически все тяжёлые элементы в нашей Вселенной порождены тем или иным космическим катаклизмом, на первом месте по массовости среди которых — взрывы сверхмассивных звёзд. Чем реже встречается тот или иной изотоп и чем чище условия его получения — тем больше он может сказать о своём источнике.

Некоторое время назад в образцах грунта, доставленных с Луны, были найдены следы железа-60. До этого данный изотоп удавалось получить лишь искусственно («нормальное» железо имеет атомную массу 56), хотя при этом он отличается высокой стабильностью — период полураспада составляет более 2,5 миллионов лет.

Само наличие железа-60 в лунном реголите стало чрезвычайно важным открытием, но исследователи из Китайского института атомной энергии решили пойти дальше и дополнительно усовершенствовать метод его обнаружения. И им это удалось — с помощью тандемного ускорителя HI-13 CIAE, использующего принцип масс-спектрометрии.

Традиционные методы не давали удовлетворительных количественных показателей, но новая система с фильтром Вина, разработанная китайцами под руководством Бин Го, позволила добиться уникального уровня точности: чувствительность прибора превысила показатель 4,3 × 10 в - 14-й степени. Причём насколько превысила — пока неясно; не исключено, что в оптимальных условиях разрешение может составить и вовсе фантастические 2,5 × 10 в - 15 степени.

«Единственный способ точно отслеживать исторические события, связанные со сверхновыми — это расширить границы возможностей нашего оборудования. Наша следующая цель — оптимизировать систему для достижения ещё более низких пределов обнаружения. Каждое повышение чувствительности открывает целый мир возможностей», — рассказал глава исследовательской группы.

Перспективы перед наукой открываются действительно манящие: скоро у учёных будет ещё целых два килограмма чистейшего реголита. Его доставит с обратной стороны Луны исследовательский зонд «Чанъэ-6», спускаемый аппарат которого сегодня поднялся с поверхности нашего спутника, неся бесценный груз. Возвращение экспедиции на Землю состоится уже 25 июня.