У черной дыры обнаружен непрерывный джет рекордной длины
Наука

У черной дыры обнаружен непрерывный джет рекордной длины

3 июня 2024 года, 14:38

Джеты — сверхмощные направленные энергетические выбросы черных дыр — постепенно переходят из ряда загадочных явлений в класс неплохо изученных. Но каждый рывок в этом направлении становится важным шагом в науке. Таковым можно назвать и мощный энергетический луч, замеченный в прошлом году в рентгеновской двойной системе. Ведь, как показало новейшее исследование, он крупнее и при этом стабильнее всех известных ему аналогов.

Рентгеновские двойные — это системы, в которых обычная звезда (или белый карлик) постепенно "пожирается" расположенным рядом компактным и плотным объектом — нейтронной звездой или черной дырой. Захватывая очередную порцию материала от «компаньона», такой маленький, но массивный хищник регулярно извергает пучки излучения, видимые в самом высокоэнергетическом, рентгеновском диапазоне.

Именно такую систему и представляет собой открытая в августе 2023 года Swift J1727.8-1613. Она расположена от нас на сравнительно небольшом расстоянии в 8 800 световых лет, а орбитальный период звезды класса К, вращающейся вокруг маломассивной черной дыры, составляет всего 7,6 часа.

Практически сразу же после обнаружения этой системы астрономы заметили в ней нечто весьма эффектное: необычайно протяженную и яркую струю, извергаемую темным пожирателем материи. Причем сразу стало очевидно, что скорость частиц внутри струи гигантская, а сама она довольно крупная даже по меркам аналогичных джетов, найденных у других, более крупных черных дыр. И, к тому же, необычайно плотная и устойчивая.

Все это не могло не привлечь к ней внимание астрофизиков, которые принялись за ее детальное изучение. И результаты нарисовали впечатляющую картину: к примеру, в 66 миллисекундах дуги к югу от ядра системы был обнаружен быстро затухающий источник струи. Сам же джет простирается на 95-160 астрономических единиц (3-5 расстояний от Солнца до Нептуна) — что делает его самым длинным непрерывным энергетическим потоком, испущенным рентгеновской двойной за всю историю наблюдений.

Не исключено (учитывая точность расчетов на таких расстояниях), что это вообще самый длинный непрерывный джет из когда-либо обнаруженных. А учитывая его внутреннюю скорость (β ≥ 0,27) — еще и один из самых быстрых.

Что именно породило такой огромный выброс у, в целом, довольно скромной черной дыры, пока остается интригой. Не исключено, что здесь на помощь придут китайские астрофизики, которым не так давно удалось подвергнуть практической проверке две господствующие теории джетов черных дыр и определить, какая из них ближе к реальности. Осталось несколько переложить её со сверхмассивных черных дыр на «классические».