NASA предложило запустить на Луне левитирующий транспорт
NASA планирует создать «железную дорогу» на Луне. Она будет выполнена из магнитных лент, выстеленных на поверхности естественного спутника Земли. Транспортные средства будут перемещаться по ним необычным способом – левитировать над «трассой» на магнитной «подушке». Ожидается, что новая технология будет иметь решающее значение в поддержании жизнедеятельности будущей лунной базы.
Новая транспортная система получила название FLOAT (Flexible Levitation on a Track), она разработана в рамках программы роботизированных операций на Луне RLSO2 (Robotic Lunar Surface Operations 2). Лаборатория реактивного движения NASA опубликовала первый концепт будущих лунных дорог.
Лунная «трасса» будет состоять из гибкой трехслойной магнитной ленты, по которой будут перемещаться роботизированные транспортные средства. Пока непонятно – будут ли это луноходы, тележки или целые поезда.
Концепция строится на основе технологии диамагнитной левитации – явления, при котором слабо отталкивающиеся магнитным полем объекты, могут парить над сильным постоянным или переменным магнитом. В данном случае, «парить» над лунной дорогой позволит графитовый слой, а гибкий материал, из которого будет выполнена дорожка, будет выполнять функцию генератора электромагнитной тяги для перемещения транспорта. Дополнительный тонкий слой из солнечных панелей будет вырабатывать электроэнергию для работы системы.
Отмечается, что в таком случае роботизированному транспорту не нужно будет топливо, поскольку он сможет парить над дорожкой, перемещаясь по лунной поверхности под магнитным воздействием. Это позволит свести к минимуму контакт с лунной пылью, которая приводит к износу техники, и станет заметным преимуществом в сравнении с луноходами на колесах. Перемещаться по магнитной дороге можно будет со скоростью около 0,5 м/с. Каждое транспортное средство сможет перевозить небольшие грузы различной формы и размера – до 100 тонн в день.
Дороги FLOAT будут расстилаться непосредственно на лунной поверхности и их расположение и направление можно будет менять в зависимости от запланированных задач. Это удобно, поскольку не придется разворачивать масштабное строительство на поверхности Луны, как это делается на Земле при возведении автомобильных, железных или канатных дорог.
Инженеры завершили первый этап разработки и готовятся приступить ко второму. Во время него они продолжат доработку проекта, чтобы снизить риски, связанные с производством, развертыванием и долгосрочной эксплуатацией лунных дорог и транспортных средств. В частности, специалисты планируют спроектировать, изготовить и протестировать первые прототипы роботизированных тележек или луноходов, которые будут перемещаться по поверхности естественного спутника Земли с помощью системы FLOAT. Испытать их собираются в условиях, имитирующих лунную среду, чтобы понять, как температура, радиация и реголит повлияют на работоспособность транспортных средств.
Ранее концепцию лунной железной дороги предложила американская компания Northrop Grumman. Крупная корпорация собиралась заняться разработкой транспортной системы для перевозки грузов и астронавтов на поверхности естественного спутника Земли в рамках десятилетней программы LunA-10 Управления перспективных исследовательских проектов Минобороны США (DARPA).