«Рассвет» откладывается: скафандр для космотуриста — это лишь «супергеройский» прототип
Мнения

«Рассвет» откладывается: скафандр для космотуриста — это лишь «супергеройский» прототип

8 мая 2024 года, 09:13
Columnist photo
Михаил КотовНаучный журналист

Первый этап космотуристической программы Polaris («Полярная»), получивший название Dawn («Рассвет»), должен был стартовать еще в декабре 2022 года. Его «фишка» — первый в истории выход непрофессионалов в открытый космос. Но «Рассвет» постоянно откладывается. Главная причина — SpaceX, которая технически обеспечивает проект, никак не может довести до ума скафандры для внекорабельной деятельности.

Инициатором и инвестором программы Polaris стал миллиардер Джаред Айзекман (он же был спонсором туристической программы Inspiration4). Также в финансировании приняла участие и сама компания SpaceX.

Вскоре после анонса «Рассвета» стало понятно, что прикрутить дополнительный шлюз к космическому кораблю Crew Dragon будет достаточно проблематично, а потому во время полета придется разгерметизировать все пространство корабля, как это делалось во время американской программы Gemini, когда в 1965 году астронавт Эд Уайт впервые вышел в открытый космос, разгерметизировав корабль «Джемини-4».

Но главной проблемой стали скафандры для внекорабельной деятельности. Еще в сентябре 2022 года начались тренировки по выходу в открытый космос, но затем пошли постоянные переносы сроков старта Dawn. Все члены экипажа рапортовали о том, что все идет отлично, но полет сначала переместился на март 2023 года, затем на июль, а потом и на 2024 год, сначала на весну, а теперь на лето.

Новые старые скафандры

4 мая этого года компания SpaceX презентовала новые скафандры, которые будут служить как аварийно-спасательными, так и для выхода в открытый космос во время миссии Polaris Dawn. Как и предполагалось, новый скафандр стал модернизацией старого аварийно-спасательного скафандра компании SpaceX.

В новой его версии была заявлена большая подвижность. Но как это вяжется с заявлением самого Айзекмана, что новый скафандр стал тяжелее? Скорее всего, речь идет об установке шарнирных соединений в местах сгибов. В условиях нормального давления они не нужны, а вот когда скафандр будет наддут, без шарниров движения в нем станут проблематичными.

Шлем, напечатанный на 3D-принтере, оснащен новым покрытием для уменьшения бликов, HUD-дисплеем, который предоставляет информацию о давлении, температуре и относительной влажности в скафандре, а также камерой. Шлем стал шире, для более удобного движения головы. Любопытно, что новое покрытие на шлеме статично, в отличие от привычных сдвижных светофильтров, знакомых по российским и американским скафандрам для выходов в открытый космос. Также не совсем понятно решение установки лампы внутри шлема, это снижает эффективность светофильтра.

Как уверяют в SpaceX, в конструкции скафандра использованы новые текстильные материалы для терморегуляции и материалы, заимствованные из переходного отсека ракет Falcon 9 и служебного отсека кораблей Dragon. Судя по всему, речь идет о варианте тефлонового покрытия. Скафандр также получил усовершенствования, обеспечивающие надежность и резервирование систем во время выхода в открытый космос, в частности — новые уплотнения и клапаны.

Как было заявлено в пресс-релизе: «Для строительства базы на Луне и города на Марсе потребуются миллионы скафандров. Разработка этого скафандра и выход в открытый космос являются важными шагами на пути к масштабируемому дизайну скафандров для будущих длительных экспедиций, по мере того, как жизнь станет мультипланетной».

Слишком мало информации

Спустя сутки появилось еще немного информации о технических данных скафандра. Это произошло в диалоге канадского астронавта Криса Хэдфилда и главы проекта Polaris Dawn Джареда Айзекмана. Стало известно, что рабочее давление скафандра 0,3 атмосферы. Это привычное для американских астронавтов давление, в отличие от российских «Орланов», где используется давление в 0,4 атмосферы.

Предполагается, что скафандры будут использовать кислородно-азотную воздушную смесь, но возможно, и дыхание чистым кислородом. Следовательно, готовиться к выходу в открытый космос, а потом переходить к нормальному давлению астронавтам придется достаточно долго. Входы для подключения систем жизнеобеспечения расположены на передней стороне «бедра» с дополнительными портами для кислорода и системы управления на другой «ноге».

Также было названо время автономной работы в два часа. Хотя не совсем понятно, чем оно ограничено, так как смесь для дыхания и воздух для системы охлаждения скафандра будут поступать с корабля.

В целом то, что было показано, скорее напоминает первый прототип, нежели готовое изделие. То же самое, впрочем, было и с аварийно-спасательными скафандрами SpaceX, которые впоследствии получили систему жизнеобеспечения и стали не особо похожи на первый «супергеройский» макет, нарисованный художником Хосе Фернандесом. Так что ждем информации о финальном виде изделия и о сертификации скафандра для космотуриста.