Немецкий стартап провел тестовый запуск ракеты, заправленной парафином
Технологии

Немецкий стартап провел тестовый запуск ракеты, заправленной парафином

6 мая 2024 года, 10:43

Немецкая компания HyImpulse провела первое летное испытание прототипа носителя, работающего на парафине. Судя по пресс-релизу, полноразмерная ракета сможет выводить на низкую околоземную орбиту коммерческие спутники весом до 250 кг. Полученные данные во время испытаний будут использованы для разработки более крупного носителя SL1, запуск которого запланирован в следующем году.

Одноступенчатый 12-метровый прототип массой 2,5 тонны, получивший название SR75, стартовал 3 мая с космодрома в Куниббе (Южная Австралия). Гибридная (твердое горючее и жидкий окислитель) двигательная установка отработала штатно, испытательный полет признан успешным, сообщили на сайте компании HyImpulse.

В качестве топлива для своих ракет-носителей HyImpulse решила использовать пару твердый парафин – то есть свечной воск, в сочетании с жидким кислородом. В отличие от жидких углеводородных горючих, таких как керосин или бензин, парафин безопасен и недорог. По замыслу разработчиков, гибридная двигательная установка, в которой парафин находится непосредственно в камере сгорания, а жидкий кислород подается из отдельного бака, способна упростить конструкцию ракеты-носителя и снизить затраты на ее производство по сравнению с традиционными жидкостными двигателями на 40%. Это, в свою очередь, на 50% снизит стоимость запуска спутников.

Впрочем, достоверной информации, подтверждающей тот факт, что в существующей конфигурации ракета-носитель стартапа HyImpulse способна доставлять на низкую околоземную орбиту высотой 250 км небольшие спутники весом до 250 кг, кроме пресс-релиза самой компании нет.

Скорее всего, речь все-таки идет о том, что эта одноступенчатая ракета способна доставить полезный груз (не спутник) массой до 250 кг на суборбитальную траекторию высотой 250 км, а полученные во время испытаний данные будут использованы для создания еще более крупной многоступенчатой ракеты-носителя SL1 высотой 32 м и весом 50 т. Она будет способна выводить на низкую околоземную орбиту спутники весом до 600 кг. Компания надеется отправить SL1 в первый полет к концу 2025 года.

В заявлении также говорится, что у стартапа уже есть заказы на запуск спутников на сумму €100 млн. Сейчас в Hyimpulse работает 65 человек, но в дальнейшем он планирует расширяться по мере роста спроса на коммерческие запуски и рассчитывает выйти на ежегодный доход в размере €700 млн к 2032 году.

Эксперты отмечают, что экспериментальные пуски ракет с гибридными двигателями проводятся с начала 30-х годов прошлого века (в частности, первый полет советской ракеты ГИРД-09 с двигателем на отвержденном бензине и жидком кислороде состоялся 17 августа 1933 года). Уже почти сто лет разработчиков неизменно прельщает «простота и экономичность» таких двигательных установок. Однако стоит заметить, что, несмотря на многочисленные предложения и многократные попытки, ни одной работоспособной ракеты-носителя с гибридными двигателями создать до сих пор не удалось.