Зонд Psyche передал данные с помощью лазера на расстоянии 226 млн км от Земли
Технологии

Зонд Psyche передал данные с помощью лазера на расстоянии 226 млн км от Земли

26 апреля 2024 года, 14:42

Экспериментальная система оптической связи NASA в дальнем космосе продолжает устанавливать рекорды. Демонстрационный модуль лазерной связи, установленный на борту космического зонда Psyche («Психея»), отправил копию технических данных о работе систем аппарата на расстояние более 226 миллионов километров. Это в 1,5 раза больше расстояния между Землей и Солнцем.

Специалистам NASA удалось отправить по оптической линии с Psyche телеметрические данные, переданные обычным штатным радиопередатчиком во время сброса 8 апреля, говорится в сообщении NASA. Сеанс связи длился около 10 минут. Отмечается также, что космический аппарат продолжает работать в штатном режиме на пути к главному поясу астероидов между Марсом и Юпитером и своей главной цели —  астероиду Психея.

«До этого мы отправляли тестовые и диагностические данные по нашим [оптическим] каналам связи с Psyche. Это важная веха для проекта, поскольку она показывает, как оптическая связь может взаимодействовать с системой радиочастотной связи космического аппарата», — пояснила руководитель проекта оптической связи в Лаборатории реактивного движения NASA в Южной Калифорнии Мира Шринивасан.

Во время прошедшего эксперимента на космический аппарат отправили тестовые и диагностические данные, в том числе рисунки и фотографии домашних животных, загруженные в память зонда перед запуском. После этого Psyche перенаправил их на Землю. Таким образом, цифровая информация преодолела расстояние суммарно около 450 млн км. При этом отмечается, что проведению эксперимента мешали неблагоприятные погодные условия. В то время как радиочастотная связь может работать практически в любую погоду, лазерная связь требует безоблачного неба, чтобы передавать данные с высокой пропускной способностью.

Технология лазерной связи в дальнем космосе DSOC (Deep Space Optical Communications) позволяет передавать данные из дальнего космоса со скоростью в 10-100 раз больше, чем способны современные радиочастотные системы.

Предыдущие испытания показали, что аппаратура на борту Psyche может сбрасывать на Землю при помощи лазера. Причем технология позволяет передавать с космического аппарата тестовые данные с максимальной скоростью в 267 Мбит/с с помощью лазера, работающего в ближнем инфракрасном диапазоне. Это сравнимо со скоростью загрузки данных при подключении к широкополосному интернету.

Во время эксперимента, прошедшего 11 декабря 2023 года, Psyche с помощью лазерной связи отправил на Землю 15-секундный видеоролик высокого качества с расстояния около 31 млн км — примерно в 80 раз больше, чем между Землей и Луной. Теперь же, когда космический аппарат находится более чем в семь раз дальше, он передает и получает данные медленнее, что вполне ожидаемо.

Во время испытаний 8 апреля максимальная скорость, с которой Psyche отправлял данные, достигала 25 Мбит/с. Однако даже такой уровень в разы превосходит целевые показатели. Изначально в NASA планировали добиться на столь дальнем расстоянии скорости хотя бы в 1 Мбит/с.