Взрывы-палиндромы: предложено простое объяснение симметричности гамма-всплесков
Наука

Взрывы-палиндромы: предложено простое объяснение симметричности гамма-всплесков

24 апреля 2024 года, 09:22

Несмотря на то, что гамма-всплески изучают уже не один десяток лет, в картине этого явления до сих пор полно белых пятен. Их странная симметрия во времени — начало всплеска почти идеально повторяет конец — является одним из них. Однако недавно команда астрофизиков предложила на удивление простое объяснение этой загадке. По их мнению, причиной такого своеобразного поведения всплеска является вращение его источника.

Во время гамма-всплеска за считанные доли секунды может выделиться больше энергии, чем Солнце выделит за всю свою жизнь. С самого момента своего открытия в 1967 году они представляют собой «крепкий орешек» для астрофизиков, которые лишь недавно начали в основном понимать, откуда они берутся (хотя конкретные механизмы пока остаются тайной).

Проблем добавляло, в частности, то, что теоретические модели не могли объяснить изменение интенсивности всплеска во времени. В начале она прерывисто растет, создавая сложный «рисунок» на графике, а после пика точно в таком же темпе уменьшается так, что кривая блеска напоминает одинаково читаемое со всех сторон слово-палиндром.

Но в нашей реальности время течет только в одну сторону, и никакое подобное повторение (если за ним не стоят разумные существа, что представить себе еще сложнее) невозможно по определению. Однако пока астрономы по всему миру изобретали физические эффекты, которые могли бы объяснить описанный феномен, Джон Хаккила со своей командой решил пойти другим, гораздо более рациональным путем.

Дело в том, что из-за своей малой продолжительности гамма-всплески считались практически неподвижными относительно нас. Но что если это не так, и их источники вращаются тоже очень быстро? Тогда всплеск, изначально направленный чуть в сторону от Земли, по мере выхода «струи» на прямую линию с нашей планетой будет становиться все ярче. А затем, продолжая свое движение, будет точно так же затихать, как вращающийся луч маяка в покрытом туманом море.

Таким образом, легко появляется та самая почти идеальная симметрия, которая так удивляла наблюдателей. А набирающее популярность среди исследователей предположение, что гамма-всплески — это своего рода «предсмертные крики» звезд, поглощаемых черными дырами (и, следовательно, вращающихся по их орбитам) лишь подкрепляет это объяснение.

Впрочем, это не единственный возможный источник столь мощных выбросов гамма-излучения. Недавно с помощью телескопа «Уэбб» была исследована точка, в которой произошел самый мощный подобный всплеск в истории наблюдений — GRB 221009A или BOAT (Brightest Of All Time). И астрономы обнаружили там то, что никак не рассчитывали увидеть — самую обычную... сверхновую.