Астрономы составили карту магнитных полей в центре Млечного Пути
Наука

Астрономы составили карту магнитных полей в центре Млечного Пути

22 апреля 2024 года, 13:26

Магнитное поле Земли изучено уже довольно неплохо (хотя и к нему есть вопросы), а что насчет Млечного Пути? Команда ученых составила новую карту, на которой показано распределение магнитных полей в нашей Галактике. Необходимые для этой карты данные ученые собирали из стратосферы, потратив на ее создание в общей сложности четыре года.

Магнитные процессы являются одними из определяющих для галактической эволюции. Тем более удивительно, что долгое время они ускользали от систематического изучения. Известно было лишь, что в значительной мере магнитные поля порождаются огромными скоплениями ионизированного газа, а в центре галактики — чудовищной по массе черной дырой под названием Стрелец А*. Но как их исследовать?

Недалеко от нее существует область, носящая название «центральной молекулярной зоны». Она заполнена пылью массой по меньшей мере 60 миллионов солнечных и охлажденной почти до абсолютного нуля. Вкупе с громадными скоплениями ионизированного водорода она создает отличный фон, по которому можно вычислить направления магнитных полей в этом динамичном регионе Млечного Пути.

Явление, благодаря которому потоки пыли и газа под воздействием магнитных полей становятся упорядоченными, называется «поляризацией». Но чтобы зафиксировать ее, астрофизикам во главе с Дэвидом Чуссом, профессором Университета Вилланова, пришлось очень постараться.

Исследование стало возможным благодаря Стратосферной обсерватории инфракрасной астрономии (SOFIA) — огромному телескопу, установленному на борту самолета Boeing 747. В рамках проекта FIREPLACE он девять раз облетел земной шар на высоте 13 716 метров. Именно по итогам этих полетов была практически полностью картографирована зона в центре галактики протяженностью около 500 световых лет.

Работа заняла больше четырех лет. В конечном итоге сложная структура магнитных полей была в основных деталях восстановлена. На карте можно различить теплую космическую пыль, раскрашенную розовыми оттенками, и синеватые холодные скопления. Желтые же нити — это следы мощного радиоизлучения.

Полученная картина во многом согласуется с предыдущими наблюдениями, но отличает ее именно колоссальный охват. Кроме того, астрофизикам удалось выявить многие ранее абсолютно неизвестные и неизученные области галактического центра. А самым невероятным сюрпризом может оказаться связь между магнитным полем, расположенным в плоскости Млечного Пути и вертикальным, пробивающемся из окрестностей Стрельца А* — если удастся ее обнаружить.

Впрочем, картографирование актуально не только для отдаленной от нас на десятки тысяч световых лет области, но и для объектов, находящихся гораздо ближе. И крупнейшего успеха достигли ученые из Китайской академии наук, которые впервые презентовали детальный геологический атлас поверхности Луны. Скорее всего, именно по нему будут ориентироваться космонавты, которые первыми в новом тысячелетии ступят на поверхность спутника Земли.