Astrobotic хочет выйти на военный рынок с многоразовым аппаратом Xogdor
Американский стартап Astrobotic, чья попытка посадить на Луну аппарат Peregrine этой зимой не увенчалась успехом, намерен оказывать услуги не только NASA, но и военным заказчикам. В апреле компания подписала соглашение с Исследовательской лабораторией ВВС США (AFRL) о сотрудничестве в области создания жидкостных ракетных двигателей и летных испытаний. Одна из разработок, которую может предложить Astrobotic, — это аппарат Xogdor для суборбитальных полетов. Возможности его применения «обширны»: например, он может использоваться для транспортировки грузов или как платформа для испытаний.
Два года назад Astrobotic приобрела обанкротившуюся компанию Masten Space Systems и стала обладателем нескольких разработок, включая Xogdor и другие космические аппараты, в частности Xodiac и Xombie. Они представляют собой аппараты вертикального взлета и посадки, оснащенные ракетным двигателем. Xogdor, к примеру, будет работать на метане и жидком кислороде, к его созданию Masten Space Systems приступила еще в 2021 году. Его высота составляет 8,23 метра, а диаметр — около 1 м.
Работы над этим летательным аппаратом ведутся в рамках контракта NASA под названием Tipping Point, однако Astrobotic также хочет заручиться поддержкой Минобороны США, заявил директор компании по развитию бизнеса двигательных установок Шон Бедфорд. По его словам, аппарат может пригодиться американским Военно-воздушным силам (ВВС), Агентству по противоракетной обороне и другим оборонным организациям.
Запуски аппаратов Xodiac и Xombie компания осуществляет с территории космопорта «Мохаве», который расположен в одноименной пустыне штата Калифорния. Между тем летные испытания Xogdor планируют проводить с авиабазы ВВС США «Эдвардс», тоже находящейся в Калифорнии, и сейчас в Astrobotic ведут соответствующие переговоры. Первый запуск нового аппарата — версия Block 1 — намечен на начало 2025 года.
По словам Бедфорда, военные могли бы использовать аппарат Xogdor в качестве платформы для проведения атмосферных исследований или испытаний (например, как мишень для отработки систем противоракетной обороны). «Мы считаем, что возможности использования подобной платформы обширны и еще не изучены в полной мере», — подчеркнул Бедфорд. Потенциальные области его применения также включают в себя испытания гиперзвукового оружия и доставку грузов из одной точки в другую.
Xogdor предназначен для многоразового использования, что сокращает время между полетами и позволяет проводить испытания намного чаще. Кроме того, ожидается, что вторая версия Xogdor — Block 2 — сможет развивать сверхзвуковую скорость и выходить за пределы линии Кармана (пролегает на высоте 100 км). «Предшественники Xogdor, включая наши аппараты Xodiac и Xombie, с 2009 года выполняли полеты "точка-точка", но это были низкоскоростные “прыжки” на несколько сотен метров. Начальная летно-квалификационная кампания Xogdor будет включать в себя последовательную серию многокилометровых полетов от точки к точке, чтобы продемонстрировать заход на посадку», — добавил Бедфорд.
В то время как большинство современных зондирующих ракет работают на твердом топливе, Astrobotic надеется, что Xogdor станет первой полностью многоразовой платформой на жидком топливе, способной выполнять аналогичные исследования. В октябре компания завершила первую серию испытательных полетов другого своего аппарата — Xodiac. Он выполнил четыре полета на небольшой высоте, чтобы протестировать лазерный датчик UCF Ejecta STORM.