«Звезда Смерти»: найдено объяснение, как на Мимасе мог появиться скрытый океан
Наука

«Звезда Смерти»: найдено объяснение, как на Мимасе мог появиться скрытый океан

16 апреля 2024 года, 11:29

При упоминании о скрытом океане на спутнике Сатурна на мысль обычно приходит Энцелад. Но, судя по всему, на другой луне газового гиганта — Мимасе — тоже есть целый подземный водный мир. И планетологи готовы объяснить, откуда он там взялся — все дело в резком изменении орбиты Мимаса, которое привело к таянию обширных сковывавших его льдов.

Мимас, названный в честь одного из мифических титанов, сам по себе достаточно экзотичен. Имея диаметр всего 396 километров, он напоминает Звезду Смерти — из-за своей правильной сферической формы (самое маленькое из тел Солнечной системы, которое может ей похвастаться), скалисто-серого цвета и огромного кратера к северу от экватора. Первые свидетельства того, что внутри него может скрываться океан, обнаружил еще «Кассини», и с тех пор эта гипотеза только крепнет.

Проблемой является огромное количество кратеров на поверхности Мимаса. Для миров с подземными морями это крайне нехарактерно — они за миллионы лет делают кору почти гладкой. Но команда исследователей во главе с Алисой Роуз Роден нашла разгадку: еще 25 миллионов лет назад этот спутник был полностью «заморожен».

Дело в том, что орбита Мимаса не отличается стабильностью и характеризуется сильным эксцентриситетом. Причем в прошлом он, скорее всего, был еще выше. Но тогда спутник выглядел иначе: у него был мощный ледяной панцирь, который, в числе прочего, позволил ему выдержать столкновение с колоссальным астероидом, длиной не меньше 55 километров. Именно этот убийственный «пришелец» оставил главную отличительную черту Мимаса — кратер Гершель.

Но около 10 миллионов лет назад из-за приливного нагрева панцирь начал истончаться. Причем именно этот нагрев и уменьшил в конечном итоге эксцентриситет орбиты луны, как подсчитали ученые — как минимум в два-три раза. А огромная масса растаявшей воды скопилась внутри спутника, образовав совсем молодой (по геологическим меркам) океан. Планетологи даже рассчитали примерные масштабы этого океана — отталкиваясь, в том числе, от размеров кратера Гершель (в частности, его очень характерного центрального пика).

Если совокупная мощь гидросферы составляет около 70 километров, а прецессия вращения Мимаса указывает на ледяную «корку» в 24-31 километр, то на жидкую воду остается 40-45 километров. Другими словами, подземный океан этого миниатюрного мира в четыре раза глубже Марианской впадины.

Что может найтись в этом океане, пока неясно, и вряд ли ситуация прояснится в ближайшие десятилетия. С точки зрения поисков органики он, из-за своей молодости, бесперспективен. А вот другой спутник Сатурна — Титан — не настолько безнадежен. Ученые до сих пор надеются найти там если не жизнь, то ее следы. Правда, надежда эта становится все меньше и меньше.