«Работают» ли венерианские вулканы на самом деле?
Известно, что на ближайшей к нам планете — Венере — тысячи вулканов. Но насколько они активны и каков на самом деле вклад в эволюцию этого одновременно так похожего и непохожего на Землю мира? Лишь аппараты, которые доберутся туда в 2030-х годах, в том числе «Венера-Д», смогут пролить свет на эту тайну. А коллектив ученых уже заранее задумался о том, как должны выглядеть будущие исследования, чтобы они принесли наибольшие успехи.
Несмотря на близость Венеры к нам, изучать ее очень трудно — гораздо труднее, чем Марс. Всему виной облака, которые полностью скрывают ее поверхность и позволяют лишь догадываться, что там происходит. Не исключено, что облака являются порождениями вулканов, которых, по оценкам, на этой планете как минимум 85 тысяч. Но чтобы это проверить, надо проникнуть сквозь них.
Международная группа планетологов, в которую входят российские ученые Олег Кораблев и Михаил Золотов, решила оценить степень активности вулканизма на Венере, основываясь на имеющихся данных. И одновременно проложить те рельсы, по которым эти исследования пойдут в будущем — с расширением возможностей человечества.
Решая первую задачу, авторы решили чисто логически «разбить» ее на два взаимодополняющих вопроса. Первый: необходимы ли вулканы для поддержания такого состава венерианской атмосферы, какой мы сейчас фактически наблюдаем? И второй: какие есть доказательства того, что активные вулканы существуют и действительно влияют на все, что творится над поверхностью золотистой планеты?
Ответ на первый вопрос: необходимы, но с определенной вероятностью. Действительно, количество диоксида серы в скрывающих Венеру облаках постоянно меняется — это очень похоже на эффект от нерегулярных вулканических выбросов. Но с другой стороны, возможно, специалисты просто чего-то не знают о венерианской атмосфере и загадочных взаимосвязях внутри нее, способных вызвать подобную изменчивость.
Что же касается второго вопроса, то здесь необходимые данные смогут предоставить аппараты, которые скоро наконец устремятся к Венере после многих десятилетий паузы. Их камеры, спектрометры и химические анализаторы должны будут обнаружить все, от водяного пара до вулканического пепла (если он там есть).
Таким образом, для окончательного решения вопроса об активности вулканов, «Венера-Д» и другие аппараты должны будут обратить особое внимание на количество соответствующих газов в атмосфере. А также на соотношение ионов «обычного» водорода с дейтерием, которое тоже является четким маркером вулканической дегазации.
Запуск первого российского венерианского зонда с 1984 года должен состояться уже сравнительно скоро — в 2029 году. Как рассказал один из ее создателей — профессор МАИ Виктор Воронцов — ее работа далеко не ограничится исследованиями вулканизма. И есть немалая вероятность, что она приведет даже к крупнейшему прорыву за всю историю исследований ближнего космоса — обнаружению признаков жизни за пределами Земли.