ИМБП РАН: космонавты смогут проводить на борту РОС до 8 месяцев
Проекты

ИМБП РАН: космонавты смогут проводить на борту РОС до 8 месяцев

11 апреля 2024 года, 12:18

Максимальное время, которое космонавты смогут проводить на борту Российской орбитальной станции (РОС), составит восемь месяцев. Однако на первых порах экипажи будут отправляться в более короткие экспедиции. Длительные же полеты станут возможными только после того, как завершится сборка орбитального комплекса. Ожидается, что первый модуль РОС запустят в 2027 году, а остальные будут добавлять постепенно вплоть до 2023-го.

На прошлой неделе госкорпорация «Роскосмос» утвердила эскизный проект РОС, в разработке которого участвовали в том числе специалисты Института медико-биологических проблем (ИМБП) РАН. В настоящее время они также вносят свой вклад в создание технического проекта станции. По словам директора института Олега Орлова, сотрудники ИМБП выпустили рекомендацию о том, что будущие экипажи смогут пребывать на борту станции до восьми месяцев. Однако это станет возможным, когда на полярную околоземную орбиту выведут все модули.

Также для осуществления длительных полетов необходимо, чтобы на РОС доставили инструменты — их будут использовать во время проведения научных экспериментов. Исследования главным образом будут направлены на развитие технологий и подходов, которые позволят подготовить космонавтов для перелетов к Луне и в дальний космос, добавил Орлов. Предполагается, что на РОС продолжат выполнять большое число тех медико-биологических экспериментов, которые сейчас проводят экипажи МКС. В то же время появятся и новые — идеи рассмотрят на Совете по космосу РАН.

По словам Орлова, в один из научных модулей поместят центрифугу короткого радиуса — с ее помощью космонавты смогут оценить, какое влияние искусственная гравитация оказывает на человеческий организм. Также специалисты планируют выяснить, как приближенные к открытому космосу условия среды влияют на здоровье экипажей — в этом им поможет орбита РОС.

Российская станция расположится на полярной околоземной орбите с наклонением около 97 градусов. С такой позиции можно будет обозревать всю земную поверхность. Между тем у МКС наклонение составляет 51,7 градуса, и сегодня с нее видно порядка 60% поверхности Земли, лишь 10% из них — это российская территория.

Также на РОС будут исследовать свойства космических лучей. Как уточнил научный руководитель Института астрономии РАН Борис Шустов, всего по этой теме запланировано пять экспериментов. Кроме того, на борту станции хотят установить оптический телескоп, который позволит сделать полный обзор ночного неба с точной фотометрией. В каком-то смысле он будет напоминать обсерваторию ЕКА «Гея», но проект удастся реализовать при наличии средств.

Ранее стало известно, что на РОС проведут испытания системы навигации на основе пульсаров. С помощью этих звезд можно будет четко определять местоположение космических аппаратов и других объектов.