NASA завершило серию огневых испытаний двигателя RS-25 для полетов на Луну
Технологии

NASA завершило серию огневых испытаний двигателя RS-25 для полетов на Луну

9 апреля 2024 года, 13:08

NASA добилось значительного прогресса в производстве жидкостных двигателей RS-25, которые предназначены для сверхтяжелой ракеты-носителя Space Launch System (SLS) и будут задействованы в лунной программе «Артемида». В американском агентстве сообщили, что серия из 12 сертификационных испытаний, проводившихся в Космическом центре имени Джона Стенниса, завершена: тесты показали, что силовой агрегат может работать на высоком уровне мощности, а его компоненты соответствуют всем требованиям Artemis.

Заключительные огневые испытания двигателя RS-25 состоялись на прошлой неделе, 3 апреля. В ходе них силовой агрегат работал в течение 500 секунд — за это время технические специалисты получили ценные данные о его производительности перед окончательной сертификацией RS-25. Всего с начала октября 2023 года двигатель прожигали 12 раз.

«Это была критическая серия испытаний, и следует отдать должное всей команде испытателей за их преданность делу и уникальные навыки, которые позволили нам уложиться в график и предоставить необходимые данные о производительности», — заявил руководитель проекта по тестированию RS-25 Чип Эллис.

Завершение серии из 12 испытаний является важным шагом для ведущего поставщика двигателей RS-25, компании Aerojet Rocketdyne, по сертификации производства обновленного комплекта силовых агрегатов. Как уточнили в NASA, при создании RS-25 будут использоваться современные технологии и процессы, такие как 3D-печать. Американское агентство ранее заключило с Aerojet контракты на поставку 24 новых двигателей для осуществления запусков SLS в рамках экспедиций «Артемиды» — начиная с  Artemis V и заканчивая Artemis IX.

1 / 2

«Успешное завершение этой серии испытаний является свидетельством выдающейся работы, проделанной командой по разработке, внедрению и тестированию модернизированной версии RS-25, которая на 30% снижает стоимость варианта двигателя, созданного в рамках программы “Спейс шаттл”. Мы протестировали новые двигатели RS-25 на предельных уровнях мощности, чтобы убедиться, что они могут работать на более высоком уровне мощности, необходимом для SLS», — подчеркнул директор программы RS-25 в Aerojet Rocketdyne Майк Лауэр.

Для запусков в рамках экспедиций Artemis II, III и IV будет применяться старая версия двигателей, а начиная с Artemis V — новая модификация с дополнительной тягой. Ракетные двигатели RS-25 работают на жидком кислороде и водороде. Аналогичные агрегаты стояли на «шаттлах», с 1981-го по 2011-й год. На сверхтяжелой лунной ракете SLS установят четыре таких двигателя: они будут запускаться одновременно и создавать суммарную тягу свыше 700 тонн при старте и порядка 900 тонн во время набора высоты.

Девятые по счету огневые испытания двигателя RS-25 прошли месяц назад, 6 марта. Тогда силовой агрегат проработал в течение 600 секунд, его запускали на уровнях мощности от 80% до 113%. Самое продолжительное время работы двигателя было показано 29 ноября: тогда RS-25 включили на 650 секунд при 113% номинальной тяги.