Маск обозначил дату и основные цели четвертого полета Starship
Запуски

Маск обозначил дату и основные цели четвертого полета Starship

8 апреля 2024 года, 10:17

Главная цель четвертого полета, планируемого на начало мая, тяжелой космической ракетной системы Starship состоит в том, чтобы ее первая ступень — ускоритель Super Heavy — совершила приводнение в контрольной точке Мексиканского залива, а вторая — корабль Starship — выдержала максимальный нагрев при входе в плотные слои атмосферы Земли. Об этом заявил владелец SpaceX Илон Маск, выступая перед сотрудниками своей компании. Он также объявил о планах построить еще шесть прототипов Super Heavy и Starship и существенно увеличить темпы их производства в 2025 году.

Запись выступления Илона Маска на частном космодроме Starbase в Техасе была опубликована на официальной странице SpaceX в соцсетях 6 апреля. Презентация была посвящена программе Starship. Бизнесмен подтвердил, что компания хочет отправить космический корабль в четвертый полет «ориентировочно через месяц», в начале мая. Если Федеральное управление гражданской авиации США (FAA) успеет выдать лицензию к этому моменту, то в таком случае очередной запуск Starship пройдет всего менее чем через два месяца после предыдущего полета. Для сравнения, между вторым и третьим летными испытаниями прошло целых четыре месяца.

Ожидается, что в рамках четвертого полета, получившего обозначение IFT-4, корабль Starship должен будет выдержать максимальный нагрев при возвращении на Землю — именно это не удалось сделать предыдущему прототипу (заводской номер 28), который сгорел в плотных слоях атмосферы. Кроме того, планируется приводнение ускорителя Super Heavy в контрольной точке океана, что будет имитировать посадку на механизированные руки башни «Мехазилла» в Starbase.

«Если посадка на виртуальную башню пройдет успешно, то в рамках IFT-5 мы попробуем осуществить возврат [первой ступени] и приземление на башню [в Starbase]. Такой график в значительной степени ориентирован на успех, но он находится в пределах возможного», — убежден Илон Маск. Что же касается корабля Starship, то перед его «спасением» в руки 140-метровой «Мехазиллы», нужно сначала выполнить две мягкие посадки на воду. По словам основателя SpaceX, они могут быть предприняты в следующем году. Ранее Маск говорил, что в будущем «Старшип», так же как и Super Heavy, будут ловить с помощью «Мехазиллы».

В целом же компания нацелена на значительное ускорение темпов производства Starship: для этого ведется активное расширение StarFactory. Незадолго до третьего испытательного полета представители SpaceX сообщили, что для предстоящих пусков в Starbase готовы четыре прототипа корабля и ускорителя. Теперь же Маск сообщил, что в нынешнем году планируется построить еще примерно шесть прототипов Starship и Super Heavy.

Наряду с этим в Starbase строится вторая башня обслуживания, а на мысе Канаверал — появятся две стартовых башни для Starship. Первое использование площадки 39A для запусков гигантской ракеты планируется в середине следующего года. С увеличением объемов производства Starship возрастет и грузоподъемность: по словам Маска, усовершенствованные двигатели Raptor будут обладать тягой в 280 тонн (против 230 тонн), и в конечном итоге этот показатель возрастет до 330 тонн.

Это позволит создать Starship V2, который сможет выводить на орбиту полезную нагрузку массой свыше 100 тонн в полностью многоразовой конфигурации. Между тем Starship V3 будет способен доставлять более 200 тонн полезных грузов. Впрочем, Маск не уточнил, когда две новых версии Starship поступят в эксплуатацию. В то же время он заверил, что запуски Starship V3 обойдутся даже дешевле, чем старты ракеты Falcon 1 ($2-3 млн вместо $10 млн у Falcon), и это несмотря на большую разницу в грузоподъемности (у Starship она якобы будет в 400 раз выше). «Никто никогда не думал, что это будет возможно, но это не противоречит физике», — подчеркнул Маск.

Ранее замдиректора FAA по частным космическим перевозкам Кельвин Коулман заявил, что регулятор хочет упростить выдачу лицензий на испытательные запуски Starship. По его словам, во время третьего полета Starship, который прошел 14 марта и завершился потерей как корабля, так и ускорителя, не была нарушена ни одна критически важная система безопасности. Это значит, что расследование прошедшего пуска может пройти довольно быстро, в течение всего нескольких недель.