Квантовый смерч: физики создали «черную дыру» в лаборатории
Наука

Квантовый смерч: физики создали «черную дыру» в лаборатории

22 марта 2024 года, 09:02

Чтобы изучить чёрную дыру, необходимо «нащупать» её в космосе с помощью сверхмощного радиотелескопа и долго анализировать обрывки полезной информации. Или… создать её самостоятельно. Именно этим путём пошли британские физики, впервые создав почти точную имитацию чёрной дыры — квантовый смерч в сверхтекучем гелии. Как оказалось, этот объект практически идеально воспроизводит гравитационные условия вблизи горизонта событий.

Работа стартовала вместе с грантом от британского правительства в размере 5 миллионов фунтов стерлингов, который попал сотрудникам сразу семи ведущих университетов Великобритании — от Ноттингемского до Королевского колледжа Лондона. На эти средства команда учёных сперва сконструировала специальную криогенную систему, способную содержать несколько литров сверхтекучего гелия при температурах ниже -271°C.

В таком холоде жидкий гелий приобретает очень необычные свойства. Если в других квантовых субстанциях, таких как ультрахолодные атомарные газы или квантовые жидкости света, образование вихрей практически невозможно, то максимально разреженный сверхтекучий гелий стал уникальной средой для первого масштабного эксперимента.

Как объяснил ведущий автор статьи, доктор Патрик Сванкара из Ноттингемского университета: «Сверхтекучий гелий содержит крошечные объекты, называемые квантовыми вихрями, которые имеют тенденцию распространяться друг от друга. В нашей установке нам впервые удалось заключить десятки тысяч этих квантов в компактный объект, напоминающий небольшой смерч, добившись вихревого потока с рекордной силой».

Раньше в подобных моделированиях в качестве среды использовалась вода, но из-за её огромной вязкости водовороты не могли обеспечить сколько-нибудь детальных наблюдений. Но в гелии исследователям удалось обнаружить поразительные параллели между вихревым потоком и гравитационным влиянием черных дыр на окружающее пространство-время.

Как заключили учёные, этот успех открывает новые возможности для моделирования квантовых теорий поля с конечной температурой в сложной области искривленного пространства-времени. Другими словами, описание поведения чёрных дыр получит мощнейшую экспериментальную подпитку.

«Когда мы впервые наблюдали черты чёрных дыр в нашем первоначальном аналоговом эксперименте ещё в 2017 году, это был прорывной момент для понимания некоторых причудливых явлений. Теперь мы вывели это исследование на новый уровень, который в конечном итоге должен привести нас к предсказанию поведения квантовых полей в искривленном пространстве-времени вокруг астрофизических черных дыр», — резюмировала профессор Силке Вайнфуртнер, которая руководила работой в Лаборатории черных дыр.