Пешком вокруг Марса: сколько нужно времени, чтобы обойти Красную планету
Сразу несколько стран вынашивают амбициозные планы по отправке людей на Марс в ближайшие несколько десятилетий. Подготовленные космонавты смогут добиться там гораздо большего, чем марсоходы. И по сравнению с Землей у Красной планеты будет как минимум одна черта, делающая ее комфортной для исследований — отсутствие морей и океанов. Это значит, что обойти всю планету будущие колонисты смогут пешком. Но сколько времени это займет, и с какими опасностями столкнутся первые «марсиане»?
Простейшим способом решения было бы поделить расстояние (в данном случае — длину окружности Марса) на скорость ходьбы. Но любой, кто хоть раз ходил в походы, знает, что такая оценка более чем опрометчива. Поэтому доцент кафедры физики и астрономии Университета Джорджа Мейсона Эрдал Йигит прибегнул к несколько более сложным расчетам.
Окружность Марса в разных плоскостях неодинакова. По экватору она равна 21,4 тыс. км (почти в два раза меньше, чем у Земли), но если идти через полюса — то сокращается примерно на 160 км (примерно, как от Москвы до Тулы). Оба этих маршрута имеют свои плюсы и минусы. К примеру, во втором случае исследователя ждет экстремальный холод.
Марсианские сутки длятся чуть больше земных (около 24,7 часа) и называются «сол». На то, чтобы обойти Красную планету по экватору, потребуется около 4290 часов, то есть примерно 174 сола, что составляет чуть больше четверти марсианского года. Но это лишь время, которое «марсианин» затратит непосредственно на ходьбу.
Ежедневный сон по восемь часов добавит ко времени похода еще как минимум 56 солов. Кроме того, любому человеку необходимо разбивать лагерь, принимать пищу, переодеваться, отдыхать и приводить себя в порядок — на это уйдет еще как минимум 35 солов. Таким образом, путешествие вокруг Марса затянется, по меньшей мере, на 265 солов, то есть девять земных месяцев и около 40% марсианского года.
Таким образом, отмечает Йигит, первое путешествие пешком вокруг Марса состоится еще нескоро, но когда оно произойдет, то продлится не меньше половины марсианского года. Что, впрочем, меньше, чем затратила экспедиция Магеллана на первую в истории кругосветку — Хуан Себастьян Элькано вернулся в Испанию спустя четыре года после отплытия. Возможно, спустя несколько десятилетий мы увидим нечто подобное, но уже не на каракках, а на марсоходах.