«Уэбб» запечатлел превращение протоскопления в гигантский кластер на краю Вселенной
Большой взрыв

19 марта 2024 года, 10:23

Растянувшиеся на миллионы световых лет скопления галактик — самые большие известные нам структуры во Вселенной. И, что интересно, они не статичны. Команда астрономов во главе с учеными из Нанкинского университета захватила в объектив телескопа «Уэбб» уникальный момент: гигант, находящийся почти на краю Вселенной, как раз превращается из активно образующего звезды молодого протоскопления в «зрелый» галактический кластер.

CL J1001+ 0220 (или сокращенно CL J1001) — скопление галактик, которое можно найти в созвездии Секстант. Галактик в нем ровно 17, они удалены от нас на 11,1 миллиарда световых лет и отличаются повышенной скоростью звездообразования. По-видимому, этим обстоятельствам они обязаны достаточно экстремальным условиям окружающей их космической среды.

Чтобы это проверить, группа исследователей во главе с доктором Ханвен Сан нацелила на скопление инфракрасные камеры телескопа «Уэбб». Этим, впрочем, ученые не ограничились, подключив затем к наблюдениям еще и телескоп «Субару» на Гавайях, а также чилийский радиотелескоп ALMA.

Используя эти новейшие инструменты, команда Сан провела наиболее полную перепись галактик, входящих в скопление, описав целый ряд красных и массивных элементов, которые ранее не удалось обнаружить «Хабблу». Их пространственное распределение оказалось высококонцентрированным — даже плотнее, чем у других, гораздо более массивных и позднее сформировавшихся скоплений.

Кроме того, проведя своего рода «статистический анализ», астрономы обнаружили, что в ядре CL J1001 явно скопилось много, даже избыточно много массивных звездообразующих галактик. Общее их количество и звездная плотность сопоставимы с аналогичными характеристиками у самых «тяжелых» звездных гигантов, которые окружают нас при куда меньших красных смещениях.

Все это свидетельствует о том, что CL J1001 сейчас как раз находится в пограничном состоянии — претерпевая трансформацию из стадии активно образующего миллионы новых звезд протоскопления во «взрослое» и сформировавшееся.

Когда трансформация завершится, многие из галактик с активным звездообразованием перейдут в состояние относительного покоя. Впрочем, этот переход должен занять еще миллионы лет, так что время на его доскональное изучение у ученых есть. А значит, восстановление всех этапов эволюции громадных скоплений, которое еще недавно казалось задачей неподъемной, вскоре станет фактом.