Астрономы составили самую масштабную карту из миллиона квазаров
Наука

Астрономы составили самую масштабную карту из миллиона квазаров

19 марта 2024 года, 13:01

Сколько в звездном небе квазаров — интенсивно светящихся активных ядер галактик? Сотни, тысячи, возможно, десятки тысяч? Астрономы, которые с их помощью картографировали самый большой в истории объем Вселенной, могут дать ответ на этот вопрос. На новой карте они зафиксировали местоположение в пространстве и времени около 1,3 миллиона квазаров, самый далнкий из которых ярко светил, когда Вселенной было всего 1,5 миллиарда лет.

Международная команда ученых воспользовалась данными космической обсерватории «Гея». Хотя при ее недавнем запуске предполагалось, что она займется картографированием звезд в нашей собственной Галактике, ее потенциал оказался гораздо шире. И коллектив астрономов во главе с Кейт Стори-Фишер из Международного физического центра Доностиа в Испании и Дэвидом Хоггом из Института Флэтайрон превратил ее в инструмент для исследований вселенского масштаба.

В своей работе команда использовала третий выпуск данных «Геи», который содержал 6,6 миллиона кандидатов в квазары. Затем, используя для проверки наблюдения других телескопов, астрономы «зачистили» выборку, удалив оттуда звезды, сверхновые и прочие «шумы», а также уточнила расстояние до оставшихся «проверенных» квазаров.

«Этот каталог квазаров отличается от всех предыдущих каталогов тем, что он дает нам трехмерную карту самого большого в истории нанесенного на карту объема Вселенной. Это отличный пример того, насколько продуктивны астрономические проекты», — похвастался Хогг. По его словам, теперь астрономы могут использовать уточненные данные о местоположении далеких квазаров и их галактик-хозяев, чтобы лучше понять, как космос расширялся с течением времени.

«Мы смогли провести измерения того, как материя скапливалась в ранней Вселенной, которые столь же точны, как некоторые из результатов крупных международных исследовательских проектов — что весьма примечательно, учитывая, что мы получили наши данные в качестве "бонуса" от проекта "Гея", ориентированного на Млечный Путь», — отметила Стори-Фишер.

Более того, проведенная командой работа позволила создать своего рода «карту космических помех» — показывающую, где пыль, звезды и другие инородные объекты будут заслонять от нас раннюю Вселенную с ее популяцией молодых и ярких галактик.

Не успели ученые закончить проект, как появились его первые практические результаты. К примеру, астрономы увязали только что картографированную сеть квазаров с распределением самого старого излучения во Вселенной — космического микроволнового фона. На пути к нам это излучение постоянно искривляется «паутиной» темной материи. Эта же материя окружает и квазары. Как следствие — ученые теперь имеют возможность измерить степень ее плотности, просто сопоставив две карты.

«Было очень волнующе видеть, как этот каталог стимулирует столько новых научных исследований, — замечает Стори-Фишер. — Исследователи по всему миру используют карту квазаров для измерения всего: от начальных колебаний плотности, которые засеяли космическую паутину, до распределения космических пустот и движения нашей солнечной системы во Вселенной».