На «Тяньгун» вернули образцы, пробывшие год в открытом космосе
Наука

На «Тяньгун» вернули образцы, пробывшие год в открытом космосе

18 марта 2024 года, 09:16

В марте прошлого года китайские космонавты впервые разместили за пределами национальной орбитальной станции «Тяньгун» внекорабельную экспериментальную установку с более чем 400 материалами. На протяжении всего этого времени образцы испытывали воздействие высокого уровня радиации и вакуума, и теперь, спустя ровно год, были возвращены на борт «Тяньгуна» — с их помощью китайские ученые планируют изучать стабильность, надежность и долговечность материалов, находящихся под влиянием космической среды.

Как сообщили в Национальном центре космических наук КНР, экспериментальное оборудование и образцы, установленные снаружи модуля «Вэньтянь» и пробывшие в открытом космосе целый год, были перенесены в шлюзовой модуль орбитальной станции «Тяньгун» в четверг, 14 марта. Работы осуществлялись бортовым роботом-манипулятором при помощи специалистов на Земле. Эксперимент прошел успешно.

После того как образцы прибыли на станцию, китайские космонавты перенесли их из шлюзового модуля в экспериментальный модуль №2 «Мэнтянь». Там материалы разобрали и поместили в боксы для хранения. В дальнейшем образцы будут доставлены на Землю космическим кораблем «Шэньчжоу» и переданы ученым для анализа, отметили в центре. На этих образцах планируется исследовать стабильность, надежность и долговечность материалов, испытывающих воздействие космической среды.

Первая партия образцов, насчитывавшая в общей сложности 407 материалов, включала в себя две категории в рамках проводившегося эксперимента: неметаллические материалы (например, полимер с эффектом памяти) и металлические (магниевый сплав и пористая медь). По мнению китайских ученых, их исследование может способствовать применению в космосе передовых изделий — гибких солнечных крыльев, смазочных материалов для космических механизмов, строительных материалов для будущей лунной базы, материалов для защиты от нейтронов в прецизионных электронных устройствах.

Внекорабельная экспериментальная установка с более чем 400 образцами была размещена за пределами китайской космической станции 8 марта 2023 года. Целый год образцы испытывали воздействие высокого уровня радиации и вакуума. Ожидается, что в мае текущего года китайские космонавты установят следующую партию образцов в оборудование и проведут новый раунд испытаний на воздействие космического пространства.

В начале марта китайские космонавты совершили успешный выход в открытый космос с борта национальной орбитальной станции «Тяньгун». Во время работ, которые заняли около восьми часов, были отремонтированы солнечные батареи. После завершения операции космонавты благополучно вернулись в научный модуль «Вэньтянь».