Китай доставит образцы грунта с Марса не ранее 2030 года
Технологии

Китай доставит образцы грунта с Марса не ранее 2030 года

11 марта 2024 года, 14:11

Китай продолжает разработку аппаратов для сбора и доставки образцов с Марса на Землю в рамках программы «Тяньвэнь-3». По последним данным, дата запуска сдвинулась на два года, и теперь он состоится не ранее 2030-го, однако техническая основа для проекта уже создана.

Работа над китайской программой по доставке образцов с Марса «Тяньвэнь-3» продвигается «относительно гладко», ее старт запланирован примерно в 2030 году, сообщил 6 марта Сунь Цзечжоу, старший инженер Китайской академии космических технологий (CAST), передает Центральное телевидение Китая (CCTV). Он был главным конструктором китайского лунохода «Тяньвэнь-1».

Такое краткое заявление появилось на фоне новостей о том, что NASA пересматривает свою программу по доставке образцов с Марса MSR из-за серьезных проблем с бюджетом и графиком. Окончательный законопроект Конгресса США о расходах на 2024 финансовый год отложил принятие решения о финансировании проекта.

Ранее сообщалось, что экспедиция «Тяньвэнь-3» начнется в 2028 году, а в 2031 году образцы будут доставлены на Землю. Проект КНР предполагает отправку к Марсу сразу двух космических аппаратов (один орбитальный, а второй — посадочный), которые попытаются собрать образцы пород и почвы, а затем доставить их на нашу планету. Запуски будут осуществляться с помощью ракеты-носителя «Чанчжэн-5». На поверхности посадочный аппарат будет использовать роботизированную руку для сбора образцов и бур для сбора материала на глубине до двух метров. Главная цель Китая – доставить на Землю около 500 граммов марсианского грунта.

По словам Сунь Цзечжоу, техническая основа для проекта уже создана. У Китая уже есть подобный опыт: автоматическая станция «Тяньвэнь-1» с марсоходом «Чжужун» успешно достигла поверхности 14 мая 2021 года, что ознаменовало собой первую посадку китайского зонда на Красной планете.

«До сих пор ни одна страна не осуществила возврат образцов с Марса», — подчеркнул Сунь Цзечжоу. По его словам, Китай должен преодолеть две основные проблемы, чтобы «Тяньвэнь-3» был успешным. «Первая заключается в сборе образцов пород, а затем во взлете с поверхности Марса. Второй - это сближение на орбите и передача образцов в возвращаемую капсулу. Для этого нужно, чтобы наш космический аппарат был высокоинтеллектуальным на уровне проектирования системы», — сказал старший инженер CAST.

Недавно опубликованная в журнале JGR Planets научная статья дополнительно раскрывает три потенциальных зоны, где может совершить посадку аппарат «Тяньвэнь-3». Это Равнина Амазония, Равнина Утопия и Равнина Хриса. Районы выбраны с учетом ряда характеристик, необходимых для безопасной посадки аппаратов: они расположены между 17 и 30 градусами северной широты и находятся по меньшей мере на 2000-3000 метров ниже средней высоты Марса.

По оценке ученых, для обеспечения безопасности посадки аппарата рекомендуется избегать регионов с частыми атмосферными вихрями. В таком случае оптимальным районом станет Равнина Хриса, которая также рассматривалась в качестве места для посадки «Тяньвэнь-1». Большая низменность расположена к северо-востоку субэкваториальной части западного полушария Марса и примыкает к Ацидалийской равнине. В этом районе могут быть свидетельства существования жидкой воды на Красной планете в далеком прошлом.