Учёные впервые зафиксировали момент гибели протопланетного диска
Большой взрыв

Учёные впервые зафиксировали момент гибели протопланетного диска

5 марта 2024 года, 09:25

Как известно, планеты формируются внутри газопылевого диска, вращающегося вокруг звезды. Такой диск может существовать миллионы лет. И вот теперь астрономы впервые стали свидетелями того уникального момента, когда этот скрывающий в себе юные планеты туман рассеивается и исчезает навсегда. Возможно, это окончательно произойдет уже в ближайшем будущем, и астрономы зафиксируют момент «совершеннолетия» новой солнечной системы.

Протопланетные диски наблюдались в нашей Галактике уже множество раз. Но тот самый момент, когда газ начинает покидать орбиту звезды, превращаясь в космический ветер, учёные ранее даже не надеялись уловить. В самом деле: газопылевые диски существуют десятки миллионов лет, а рассасываются за десятилетия или века, так что заметить что-то подобное можно лишь благодаря колоссальной удаче. Но ученым повезло.

Астрофизики во главе с Наманом Баджаджа наблюдали старый и очень большой (радиусом около 30 астрономических единиц) планетообразующий диск вокруг одной из молодых звезд созвездия Хамелеона с помощью телескопа «Уэбб». В один прекрасный момент им удалось зафиксировать исходящие из него космические ветры. Сразу четыре спектральных линии (аргона и неона) указали на то, что кольцевое облако активно рассеивается в космическом пространстве.

«Эти ветры могут быть вызваны либо высокоэнергетическими звездными фотонами (светом звезды), либо магнитным полем, которое создает планетообразующий диск», — отметил Баджадж. Его коллега, Ума Горти из Института SETI, предсказала, что в космическом ветре будет сильная спектральная линия аргона — так и оказалось.

Открытие даёт возможность ответить на один из самых заковыристых вопросов касательно эволюции звёздных систем: если газопылевые облака в среднем имеют массу в сотни раз большую, чем все планеты вместе взятые — то куда она девается? Пронаблюдав за процессом рассеивания протопланетного диска, астрономы наконец-то подбираются к точному ответу.

Им уже удалось подсчитать, что ежегодно диск теряет массу, эквивалентную массе Луны. А значит, с большой долей вероятности ученые увидят конец рассеивания этого газопылевого тора и появление "прозрачной" планетной системы в обозримой перспективе.

Кроме того, группа астрономов обнаружила, что протопланетный диск эволюционировал до такого состояния в необычайно короткий срок — за считанные десятилетия. 17 лет назад этот диск был сфотографирован телескопом «Спитцер», и тогда ничто не предвещало его скорого конца.