Волна Рэдклиффа: по Млечному Пути медленно скользит загадочная мегаструктура
Большой взрыв

Волна Рэдклиффа: по Млечному Пути медленно скользит загадочная мегаструктура

22 февраля 2024 года, 09:59

Несколько лет назад астрономы обнаружили внутри нашего спирального рукава Млечного Пути гигантскую цепь из газопылевых облаков, названную «волной Рэдклиффа». Теперь же команда исследователей показала, что эта колоссальная структура не только выглядит, как волна, но и ведет себя соответствующе — ритмично колеблясь в пространстве-времени. Никто не знает, что породило волну Рэдклиффа и почему она движется, но ученые сделали новый шаг к разгадке.

История изучения волны Рэдклиффа началась в 2018 году с объединения массива данных, полученных космическим телескопом «Гея». С помощью метода «3D-картографирования пыли» ученые установили факт существования в то время неизвестной огромной структуры, вытянувшейся на невообразимые 9 тыс. световых лет — примерно 1/5 радиуса всей нашей Галактики.

«Это самая большая когерентная структура, о которой мы знаем, и она очень, очень близка к нам. Она находилась там [в 500 световых годах от Солнца] все время. Мы просто не знали об этом, потому что не могли построить эти модели распределения газовых облаков вблизи Солнца в 3D с достаточно высоким разрешением», — рассказала одна из авторов открытия Кэтрин Цукер.

Однако достаточно точных данных, которые позволили бы определить поведение «волны», в распоряжении астрономов тогда не было. Они появились через несколько лет, что сделало возможным еще одно открытие: волна Рэдклиффа движется. На это указало ритмичное «покачивание» молодых звезд в облаках космического газа.

Движение гигантской космической структуры имеет вид бегущей волны. В отличие от «стоячих» или вертикальных волн, бегущие способны переносить импульс, энергию и вещество (пример — волны, накатывающиеся на пляж или распространение звука). Но если с земными явлениями все понятно, то сила, способная вызвать колебания волны Рэдклиффа, может быть только одна — это гравитация самого Млечного Пути.

Тем не менее как эта структура образовалась, пока неизвестно. В попытках объяснить феномен, который сейчас стал еще более загадочным, ученые прибегли к множеству версий. «Эти теории варьируются от взрывов массивных звезд (то есть сверхновых) до внегалактичных возмущений, таких как столкновение карликовой галактики-спутника с нашим Млечным Путем», — пояснил глава исследовательской группы Ральф Кониецка.

Чтобы отдать предпочтение одной из версий, ученым пока не хватает данных. Они смогли лишь отбросить версию о влиянии темной материи, как избыточную. «Одной лишь гравитации обычной материи достаточно, чтобы вызвать распространение волны», — отметил Кониецка.

Открытие потенциально способно совершенно изменить наше представление о том, как устроен Млечный Путь. Ведь подобные волне Рэдклиффа структуры могут существовать и в других спиральных рукавах, и даже в других галактиках. Не исключено, что эта структура, представляющая собой как бы «хребет» нашего рукава Млечного Пути, колеблется не сама, а вместе с остальной его материей. Что делает галактику еще более динамичной, чем считалось ранее.