На ледяных карликовых планетах обнаружили признаки геотермальной активности
Большой взрыв

На ледяных карликовых планетах обнаружили признаки геотермальной активности

20 февраля 2024 года, 12:19

Для активных геологических процессов планете (особенно карликовой) нужно тепло. Пояс Койпера же находится слишком далеко от Солнца, включая множество холодных, безжизненных тел, из которых своей активностью выделялся лишь Плутон. Но в новом исследовании планетологи обнаружили признаки того, что в недрах двух других карликовых планет — Эриды и Макемаке — тоже могут кипеть геологические процессы.

Такие догадки появились у исследователей после того, как они изучили окраину Солнечной системы при помощи инфракрасного телескопа «Джеймс Уэбб». Новейшей космической обсерватории удалось уловить едва заметные различия в изотопах водорода на поверхности двух скованных холодом космических тел.

Еще зонд New Horizons, пролетевший несколько лет назад мимо Плутона, показал, что, несмотря на его холодность и удаленность от Солнца, он способен поддерживать внутри определенную геологическую активность. Почему же, к примеру, Эрида, которая лишь немногим меньше «подземного бога», должна оставаться целиком безжизненной? Примерно так думали ученые, изучая с помощью «Уэбба» солнечный свет, отраженный от поверхностей двух карликовых планет.

Оказалось, что на поверхности обоих миров много метанового льда, а на Эриде, кроме того, еще и твердый азот. Однако основной компонент льда, обнаруживаемого на приходящих из пояса Койпера кометах, — монооксид углерода — там странным образом отсутствует.

Кроме того, на изучаемых планетах отсутствуют какие-либо признаки более сложных органических молекул, которые просто должны были образоваться при воздействии радиации на метан — например, этан, этилен или ацетилен. Даже воду, углекислый газ и аммиак на Эриде и Макемаке обнаружить не удалось. Более того, соотношение водорода к дейтерию внезапно оказалось намного ниже, чем ожидалось для материала ранней Солнечной системы.

Таким образом, исследователи столкнулись с целым рядом загадок. Поэтому было решено проверить, в каких условиях может образоваться ледяная корка с такими параметрами, как на этих двух космических телах. Оказалось, что условия эти вполне осуществимы, но требуют температур, значительно превышающих температуру кипения воды. Но откуда такая температура на давно и основательно замерзших планетах пояса Койпера?

По всей видимости, как предполагают ученые, все дело в реакциях радиоактивного распада в скалистых ядрах этих планет. Они, как внутри ядерного реактора, поднимают температуру недр (особенно на достаточно плотной Эриде), создавая своего рода замену полноценной тектонике.

Самое же поразительное, по мнению планетологов, заключается в том, что эти процессы с большой вероятностью все еще продолжаются. Это потенциально объясняет отсутствие сложных органических соединений — по крайней мере, если не предполагать чего-то еще более невероятного, вроде подповерхностного океана.

В то же время исследование, как предупреждают сами его авторы, довольно умозрительное, но пока очередной зонд не достиг пояса Койпера, ничего другого ученым, если они хотят лучше понять устройство Солнечной системы, не остается. А новой экспедиции, скорее всего, придется ждать еще десятки лет.