С Бенну доставлена рекордная масса грунта астероида - около 122 грамм
Наука

С Бенну доставлена рекордная масса грунта астероида - около 122 грамм

19 февраля 2024 года, 13:16

Грунт с астероида Бенну, доставленный несколько месяцев назад на Землю аппаратом OSIRIS-REx — это крупнейший образец астероида, добытый за всю историю человечества. Об этом сообщило НАСА, наконец-то рассекретив точное количество породы, которое удалось извлечь из спускаемой капсулы.

В момент запуска экспедиции несколько лет назад инженеры американского аэрокосмического агентства планировали, что OSIRIS-REx передаст в распоряжение учёных около 60 грамм материала. Именно под такую минимальную массу была «заточена» исследовательская программа. Но оказалось, что аппарату удалось перевыполнить план более, чем вдвое.

Дело в том, что механизм сбора образцов TAGSAM (Touch-and-Go), который попал на Землю ещё в сентябре, долгое время не был открыт до конца. Сотрудники Космического центра Джонсона в Хьюстоне собрали мелкие камни и пыль изнутри большого контейнера, но не смогли справиться с двумя «неподатливыми» крепёжными элементами, не позволявшими довести процесс до конца.

Только после разработки, производства и тестирования новых специальных инструментов — уже в этом году — инженеры наконец-то смогли завершить «раскопки». И извлекли из спускаемой капсулы целых 51,2 грамма «добавочного» реголита.

В сочетании с ранее извлечёнными остатками Бенну весом 70,3 грамма (и тем, что удалось собрать по щелям и стенкам аппарата), общая масса образцов астероида составила «чистых» 121,6 грамм. Пока что ни одной экспедиции не удалось добыть и доставить на нашу планету больше астероидного материала за один раз.

Часть образцов НАСА разослало по многочисленным лабораториям, как на территории Соединённых Штатов — так и за границей, в странах-сателлитах. Но 70% породы останется в лаборатории Центра Джонсона. Руководство проекта надеется, что хотя бы часть материалов удастся сберечь для будущих поколений исследователей, которые вернутся к их изучению на другом уровне науки и технологий.

Напомним, что программа OSIRIS-REx, которая доставила на Землю это рекордное количество реголита с астероида, обошлась американскому бюджету в сумму около $1 млрд. Таким образом, стоимость добычи оказалась в тысячи раз больше, чем у чистого золота — по нескольку миллионов долларов за грамм.

Однако, несмотря на затянувшееся на три месяца открывание капсулы, участники проекта уже могут отчитаться об определённых научных успехах. Например, анализируя странную фосфатную корку на образцах, планетологи пришли к заключению, что исследуемый астероид с большой долей вероятности является осколком древнего океанического мира, похожего на одно из самых загадочных тел нашей Солнечной системы — Энцелад.