Rocket Lab запустила спутник для уборки космического мусора
Запуски

Rocket Lab запустила спутник для уборки космического мусора

19 февраля 2024 года, 07:34

Американская компания Rocket Lab в воскресенье, 18 февраля, провела успешный пуск ракеты-носителя сверхлегкого класса Electron, которая вывела на орбиту японский спутник ADRAS-J. Космический аппарат должен будет приблизиться к отработанной ступени японской ракеты H-IIA, осмотреть ее с помощью камер и датчиков и определить потенциальные способы сведения объекта с орбиты. Это будет первая в истории попытка безопасного приближения спутника к обломку космического мусора.

Запуск сверхлегкой ракеты Electron был произведен 18 февраля в 14:52 UTC (17:52 по Москве) с площадки LC-1A космодрома Махиа в Новой Зеландии. Носитель успешно стартовал со спутником Active Debris Removal by Astroscale-Japan (ADRAS-J), разработанным японской частной компанией Astroscale. Спустя 1 час и 4 минуты после старта стало известно о благополучном развертывании аппарата на солнечно-синхронной орбите высотой 600 километров. Выведение спутника на орбиту осуществлялось в рамках программы CRD2 (Commercial Removal of Debris Demonstration Project) от Японского агентства аэрокосмических исследований (JAXA).

Аппарату ADRAS-J массой 150 кг предстоит собрать данные для одной из первых в мире технологических демонстраций, предназначенных для удаления крупного космического мусора с орбиты Земли. В ходе своего полета спутник приблизится к отработанной второй ступени ракеты H-IIA, размеры которой составляют 11 х 4 м, а масса — три тонны. Этот объект находится на околоземной орбите высотой 600 километров уже 15 лет: в 2009 году она помогла запустить в космос спутник наблюдения Земли GOSAT.

Ожидается, что спутник ADRAS-J проведет в околоземном пространстве от трех до шести месяцев. За это время он осмотрит вторую ступень с помощью камер и датчиков, соберет данные о ее ориентации и вращении в пространстве, а также определит потенциальные методы сведения объекта с орбиты. Стыковка со ступенью и ее утилизация планируются в рамках следующего запуска — это предполагает вторая фаза программы CRD2, контракт на которую пока еще не заключен.

По данным Astroscale, высота спутника ADRAS-J составляет 1,2 м, а ширина — 80 см. Он оснащен множеством небольших двигателей, которые позволяют ему маневрировать в космическом пространстве, приближаясь к обломкам на минимальное расстояние. Это первая в мире попытка безопасного сближения с космическим мусором. В случае успеха Astroscale собирается продолжить разработку технологий по очистке околоземной орбиты от мусора при поддержке правительств и коммерческих предприятий в разных странах.

В рамках пуска ракета Electron использовалась в одноразовой конфигурации, то есть ее возврат и спасение не планировались. В то же время, в отличие от стандартных полетов Rocket Lab, прошедший пуск, получивший обозначение On Closer Inspection, потребовал от компании очень точного выведения космического аппарата на расчетную орбиту, а конкретное время запуска было определено только за день до старта. Это был второй пуск для Rocket Lab в 2024 году и 40-й успешный старт компании за все время (из 44-х).