Два кубсата петербургского политеха отправятся в космос этой осенью
Запуски

Два кубсата петербургского политеха отправятся в космос этой осенью

14 февраля 2024 года, 10:28

Санкт-Петербургский политехнический университет (СПбПУ) имени Петра Великого заявил о планах отправить в космос два сверхмалых спутника (кубсата) нового типа — они оснащены электрогазовыми двигателями, которые позволяют корректировать орбиту и ориентировку спутников. Запуск сверхмалых аппаратов намечен на осень 2024 года и будет осуществляться в рамках программы Space Pi, сообщил ректор СПбПУ, председатель Санкт-Петербургского отделения РАН Андрей Рудской.

Разработчиком сверхмалых спутников является Высшая школа прикладной физики и космических технологий Института электроники и телекоммуникаций СПбПУ, и в скором времени на орбиту отправится улучшенная версия этих аппаратов: раньше они представляли собой неуправляемые кубы, а теперь их оснастили электрогазовым двигателем. Благодаря нововведению можно будет корректировать не только орбиту кубсатов, но также их ориентировку.

Кроме того, значительно расширился функционал спутников. В частности, на них установили автоматическую систему распознавания типа морских судов и их принадлежности. По словам ректора  СПбПУ Андрея Рудского, в будущем это поможет при мониторинге ледовой обстановки на Северном морском пути. За сутки наноспутники смогут выполнять 30 витков вокруг нашей планеты. Два новых улучшенных кубсата будут запущены осенью этого года. 2024-й — это год 125-летия СПбПУ, поэтому каждый спутник получит специальное, «юбилейное» имя, рассказал ректор.

Программа Space Pi проводится под эгидой Фонда содействия развитию малых предприятий в научно-технической сфере. В рамках проекта, одна из главных задач которого — привлечение школьников к изучению космических технологий, планируется вывести на орбиту около 100 кубсатов в течение нескольких лет. Они будут выступать попутной полезной нагрузкой при пусках ракет-носителей «Союз-2». С помощью такого «созвездия» российские специалисты планируют реализовать научных эксперименты, в которых также примут участие школьники.

Предыдущий запуск кубсата, разработанного в СПбПУ, состоялся 27 июня 2023 года. Его отправили в космос на борту ракеты-носителя «Союз-2.1б» в качестве попутной полезной нагрузки. Аппарат получил название Polytech Universe-3. Первые два кубсата этой серии Polytech Universe 1 и Polytech Universe 2 были запущены в августе 2022 года. Малые аппараты петербургского политеха создаются на базе отечественной платформы с использованием исключительно российского программного обеспечения.

Кубсаты предназначены для мониторинга уровня электромагнитного излучения на поверхности Земли в диапазоне от 0,3 ГГц до 18 ГГц. Они выводятся на низкую околоземную орбиту высотой от 300 до 600 километров и контролируются Центром управления и приема сигналов, который располагается на территории политехнического университета. Обмен данными осуществляется в период пролета космических аппаратов в зоне видимости наземной приемо-передающей станции СПбПУ. Средняя суммарная длительность «видимости» в день для одного космического аппарата составляет 26,4 минуты.

Ранее студенты МФТИ разработали прототип компактного терминала лазерной связи, который призван существенно ускорить передачу данных со спутников на наземные станции и обеспечить быструю связь между аппаратами на орбите. Его можно будет даже на малых спутниках формата «кубсат». Подробнее читайте в нашей статье.