Океан потенциально обитаемой экзопланеты K2-18b — не вода, а магма?
Большой взрыв

Океан потенциально обитаемой экзопланеты K2-18b — не вода, а магма?

12 февраля 2024 года, 14:20

Планета K2-18b с момента своего открытия в 2015 году считалась одной из потенциально наиболее пригодных для жизни планет гикеанского класса — огромных, горячих и покрытых океаном. Но океаном ли воды? Потребовались усилия многопрофильной команды учёных и телескоп «Уэбб» чтобы с большой долей вероятности заключить: поверхность многообещающей экзопланеты может скрываться не под водой, а под раскалённой лавой.

Гикеанские (название состоит из двух корней: hydrogenium + ocean) миры довольно своеобразны. По своим размерам они представляют из себя что-то среднее между землеподобными планетами и мини-нептунами, а благодаря своей гипотетической распространённости и меньшей требовательности к обитаемой зоне могут быть прекрасными кандидатами на поиск внеземной жизни (хотя человеку из-за силы тяжести и температуры было бы там неуютно).

Одной из самых известных планет этого класса является K2-18b, вращающаяся вокруг красного карлика в 124 световых годах от Земли. В 2019 году в её атмосфере был (впервые для экзопланет в зоне Златовласки) обнаружен водяной пар, а также с большой долей вероятности диметилсульфид, который производят за редчайшими исключениями лишь живые организмы.

Ничего удивительного, что учёные хотели на 100% убедиться в существовании на планете океана и, возможно, даже настоящей жизни. Коллектив, состоящий из астрофизиков, геологов и планетологов использовал телескоп «Уэбб», специально созданный в том числе для таких задач.

Результаты работы космического телескопа, однако, оказались разочаровывающими. Инфракрасные камеры "Уэбба" установили, что K2-18b, скорее всего, слишком горяча, чтобы на ней могла быть жидкая вода. Чем же может быть покрыта поверхность планеты с такой большой массой? К сожалению, правдоподобная альтернатива только одна — раскалённой магмой.

«Истощение NH3 в атмосфере является естественным следствием высокой растворимости соединений азота в магме в восстановительных условиях; именно в условиях, преобладающих там, где толстая водородная оболочка сообщается с расплавленной поверхностью планеты» — подчёркивает коллектив учёных.

Не исключено, что верны и более ранние предположения, что K2-18b на самом деле является мини-нептуном. К тому же энтузиазм учёных, надеющихся найти там живые организмы, дополнительно охлаждает красный карлик, вокруг которого планета вращается. Недавние исследования со всей отчётливостью показали, что такие звёзды, скорее всего, совершенно непригодны для поддержания жизни в своих системах.

Команда во главе с Оливером Шортлом надеется, что K2-18b послужит примером для дальнейших исследований: прежде чем оценивать пригодность планеты к жизни, необходимо первым делом проверить её температуру. Благо, с 2021 года, когда был запущен «Уэбб» это стало гораздо легче.

Это, по мнению учёных, должно стать правилом для исследований других гикеанских миров, которые могут быть гораздо более перспективными. "Разработка четких атмосферных индикаторов присутствия жидкой воды в отличие от магматических океанов является ключевой в наших поисках потенциально обитаемых миров", — резюмируют ученые.