В КНР завершены огневые испытания двигателя для новейшей ракеты
Технологии

В КНР завершены огневые испытания двигателя для новейшей ракеты

6 февраля 2024 года, 10:25

Китайская академия технологии ракет-носителей (CALT), которая является крупнейшей государственной корпорацией по производству космических ракет-носителей КНР и одним из важнейших поставщиков пусковых услуг в мире, выполнила огневые испытания нового кислородно-водородного двигателя. Он будет установлен на второй ступени усовершенствованной ракеты «Чанчжэн-8G», которая сможет выводить полезную нагрузку массой до 6,5 тонны на солнечно-синхронную орбиту высотой 700 километров.

Как уточнили в CALT, огневые испытания двигателя для модифицированной ракеты «Чанчжэн-8» (CZ-8) состоялись в субботу, 3 февраля, и завершились успешно. Первая ступень и ускорители CZ-8 работают на кислородно-керосиновом топливе, а вторая ступень — на кислородно-водородном. Ракета предназначена для замены «старых» носителей «Чанчжэн-2», «Чанчжэн-3» и «Чанчжэн-4». Ее первый полет состоялся 22 декабря 2020 года, с тех пор проведено два пуска.

Разработка усовершенствованной версии CZ-8 началась в августе 2022 года: так, если у исходной ракеты вторая ступень имела в диаметре 3 м, то у «Чанчжэн-8G» этот показатель возрос до 3,35 м. А благодаря новой двигательной установке верхней ступени (исходный YF-75 тягой 7,5 тонны заменен на YF-77 тягой 10 тонн) носитель сможет выводить на солнечно-синхронную орбиту грузы массой до 6,5 тонны по сравнению с пятью тоннами исходной ракеты.

Помимо этого, новая ракета претерпела ряд технических улучшений, в частности, ее оснастили новым головным обтекателем увеличенного объема. При ее конструировании инженеры попытались учесть такие факторы, как экстремальные погодные условия, огромную рабочую нагрузку и снижение продолжительности цикла подготовки к пуску. По словам технических специалистов, прошедшие испытания имеют огромное значение для всей опытно-конструкторской работы академии, равно как и для первого полета последующих ракет этого семейства.

«Он [новый двигатель] играет важную роль в улучшении общих характеристик ракеты “Чанчжэн”, особенно на низкой околоземной орбите высотой от 800 до 1000 километров или от 800 до 1200 километров. Он способен повысить грузоподъемность и в полной мере использовать потенциал большого удельного импульса кислородно-водородных двигателей. Успех этих огневых испытаний показывает, что наша разработка сделала важный шаг вперед. Было проверено, что конструкция может соответствовать предъявляемым требованиям», — подчеркнул главный конструктор ракеты-носителя Сун Чжэнъюй.

Для CALT эти огневые испытания стали первыми за последние 10 лет, в которых была протестирована водородно-кислородная система питания высотного двигателя. Универсальная кислородно-водородная верхняя ступень диаметром 3,35 метра была собрана в Тяньцзине в рекордные сроки в тесном сотрудничестве со 101-м институтом Академии технологии жидкостных ракетных двигателей ALRET. После этого она прибыла на стендовый комплекс в Юнгане западнее Пекина. Если обычно процесс подготовки к огневым испытаниям занимает два месяца, то члены команды закончили работы всего за 25 дней.

«Мы заранее спланировали и согласовали план работ на каждый день и каждый час. От заместителя главного инженера Лю Лидуна до проектировщиков и диспетчеров, связанных с системами, мы все жили на площадке в Тяньцзине, создавая механизм быстрого реагирования, гарантирующий, что возникшие проблемы будут решены как можно скорее. Чтобы ускорить процесс, персонал по окончательной сборке отказался от праздничного перерыва и работал каждый день до 12 часов ночи», — отметил один из членов команды Гу Хайлунь.

В конце ноября прошлого года в КНР провели успешные испытания прототипа метанового двигателя замкнутой схемы для многоразовой сверхтяжелой ракеты-носителя «Чанчжэн-9». Ее планируется использовать в полетах на Луну и Марс. Первый испытательный полет «супертяжа» запланирован на 2033 год.

Разработчики считают, что конструкция CZ-8 позволяет повторно использовать первую ступень и два стартовых ускорителя: многоразовость носителя достигается за счет технологии управляемой ракетной посадки, схожей с той, которая используется при посадке первой ступени ракеты-носителя Falcon 9.