«Старые курильщики»: астрономы обнаружили новый тип звезд в сердце Млечного Пути
Большой взрыв

29 января 2024 года, 12:11

Недалеко от центра Млечного Пути астрофизикам удалось обнаружить нечто совершенно неожиданное — новый, ранее никогда не наблюдавшийся тип древних звезд. За свою склонность выпускать клубы своеобразного «дыма» эти экзотические объекты получили от ученых прозвище «старых курильщиков».

Международная команда астрономов с помощью телескопа VISTA в чилийских Андах занималась поисками новорожденных светил, называемых протозвездами, которые подвержены частым и обильным извержениям. Область недалеко от центра Галактики считается самой богатой подобными объектами, и на этот раз она не обманула ожиданий.

32 протозвезды, открытые астрономами, стали «самым большим их количеством, которое кто-либо когда-либо находил за один подход», заметил профессор Британского университета Хартфордшира и ведущий автор нового исследования Филипп Лукас. Но самый большой сюрприз преподнесли не молодые звезды, а их древние «коллеги» — красные гиганты, которые изначально даже не были объектами данного исследования.

Казалось, что эти звезды доживают свой век в полном покое, без каких-либо всплесков активности или выбросов излучения. Но затем они внезапно становились в 40-100 раз тусклее — иногда настолько тусклыми, что даже инфракрасное зрение телескопа едва позволяло их различить. А пару лет спустя, все так же непредсказуемо, они возвращались к прежнему состоянию.

Ученые пытались выяснить, каким может быть механизм этого странного эффекта, пока не пришли к единственному правдоподобному выводу: в определенный момент звезды выбрасывали клубы дыма, который практически скрывал их от наблюдений. Но, как и любой дым, он со временем рассеивался, возвращая «курильщика» к его исходному облику.

Исследователи обнаружили по меньшей мере 21 «старого курильщика», но подозревают, что их гораздо больше. Проблема, однако, не только в том, что такое своеобразное «пыхтение» никогда ранее не наблюдалось у красных гигантов, а в том, что астрофизикам совершенно непонятны причины подобного странного поведения.

В поисках объяснения исследователи отметили, что в этой области галактики гораздо больше тяжелых элементов, которые могут создавать большие объемы пыли в атмосфере звезды. Но что именно выбрасывает эту пыль и почему так ритмично — пока загадка.

«Мы просто копаемся в поисках того, что имеет наибольший смысл», — подчеркнул Лукас. Но если эта теория верна, то количество вещества, выбрасываемого этими звездами, может играть значительную роль в распространении тяжелых элементов по всей Галактике и даже за ее пределами. Так что изучение красных «курильщиков» имеет все шансы стать одним из «трендов» будущих десятилетий.