Perseverance подтвердил существование двух озер в марсианском кратере Езеро
Ровер Perseverance, пребыванию которого на Марсе скоро исполнится три года, обнаружил в кратере Езеро отложения, которые можно однозначно идентифицировать как остатки древних озер. Планетологи полагают, что если где-то на Красной планете и можно найти следы древней марсианской жизни, то именно здесь.
Еще в середине прошлого десятилетия ученые предположили, что в районе марсианского кратера Езеро находились два древних озера и даже дельта реки. Именно поэтому 45-километровый кратер был выбран в качестве цели для Perseverance, который был доставлен туда 18 февраля 2021 года. За многие месяцы исследований подозрения превратились в уверенность.
Международная группа ученых из Калифорнийского университета в Лос-Анджелесе и Университета Осло, проанализировав наблюдения, пришла к однозначному выводу: дно кратера представляет собой наносную геологическую структуру и может таить в себе останки прежней марсианской жизни, «законсервированные» в донных отложениях.
«Изменения, которые мы видим в летописи горных пород, вызваны крупномасштабными изменениями в окружающей среде Марса. Здорово, что мы можем видеть так много свидетельств изменений в такой небольшой географической области, что позволяет нам распространить наши находки на масштаб всего кратера», — отметил профессор Калифорнийского университета Дэвид Пейдж.
Как определили ученые, отложение пород на дне кратера происходило в два больших геологических этапа. А колебания уровня воды в озере привели к тому, что часть пород образовала огромную дельту, которую Perseverance пересек в период с мая по декабрь 2022 года. Неровное дно кратера ниже дельты, с которым долго боролся марсоход, вероятно, следует считать результатом эрозии.
После того как озеро со временем высохло, слои осадочных пород в кратере подверглись агрессивной эрозии, обдувались космическими ветрами, шлифовались пылевыми бурями и заносились песком. Но исследователи надеются, что отобранные пробы (особенно в случае их доставки на Землю) смогли бы, наконец, поставить многообещающую точку в вопросе наличия или отсутствия жизни на Марсе.