Расходы Northrop на разработку модуля для Lunar Gateway достигли $100 млн
Американская оборонная корпорация Northrop Grumman сообщила, что общая сумма ее расходов по контракту на строительство малого жилого модуля HALO для будущей лунной орбитальной станции NASA Lunar Gateway, достигла $100 млн за последний год. Причиной возросших трат в компании назвали развитие архитектуры проекта «Лунных врат», увеличившиеся требования к миссии и «макроэкономические проблемы». Между тем на модуль HALO в американском агентстве возлагают большие надежды, ведь он должен стать одним из первых, выведенных на окололунную орбиту. Ранее отмечалось, что его запуск может состояться в ноябре 2025 года.
В своем отчете о доходах за 2023 год, опубликованном 25 января, Northrop заявила о некой «неблагоприятной корректировке» на сумму $42 млн. Она была включена в соглашение с NASA, по которому американская компания должна сконструировать и построить модуль Habitation and Logistics Outpost (HALO) для будущей станции Lunar Gateway. Фирма уже сталкивалась с подобной ситуацией во втором квартале 2023-го — тогда корректировка составила $36 млн. Таким образом, общая сумма расходов Northrop за год по контракту достигла $100 млн.
В июле 2021 года компания получила от NASA контракт с фиксированной ценой в размере $935 млн на постройку малого жилого модуля, где астронавты смогут жить и проводить исследования. Первыми людьми, которые начнут сборку станции и станут ее экипажем, будут астронавты миссии Artemis IV, старт которой запланирован на 2028 год. Ожидается, что HALO будет включать в себя как жилые помещения, так и несколько стыковочных узлов — через них астронавты смогут попадать на борт космического корабля «Орион», а также в лунные посадочные аппараты.
HALO будет запущен на ракете-носителе Falcon Heavy вместе с электродвигательным отсеком РРЕ от компании Maxar Technologies. В августе сообщалось, что это произойдет в ноябре 2025 года. В сентябре 2028-го в рамках Artemis IV на орбиту планируется доставить международный жилой модуль I-HAB, строящийся партнерами NASA из других стран. Следующая экспедиция «Артемиды» — Artemis 5, которая запланирована на 2029 год, — присоединит к станции заправочный модуль ESPRIT, разрабатываемый Европейским космическим агентством, а также роботизированный манипулятор канадского производства.
В июле руководители Northrop Grumman заявили, что сумели снизить риски изменений дизайна модуля HALO, выполнив первоначальную работу по контракту «затраты плюс» и только потом заключив соглашение по фиксированной цене. «Как выяснилось, требования программы HALO не так стабильны, как ожидали мы или правительство, и мы работаем с ними над решением проблемы управления изменениями по мере продвижения вперед», — заявила исполнительный директор Northrop Grumman Кэти Уорден.
По ее словам, Northrop в целом придерживается более осторожного подхода к участию в торгах по контрактам с фиксированной ценой. Представители фирмы либо отказывались от конкурса, если клиент выбирал фиксированную цену, либо называли свою сумму, которую считали справедливой и разумной, и в этом случае клиент сам решал, вести ли дальнейшие переговоры.
Ранее глава NASA Билл Нельсон сообщил, что агентство решило отложить на год экспедиции Artemis II и Artemis III, чтобы обеспечить безопасность экипажа. Согласно новому графику, вторая миссия американской лунной программы «Артемида» будет реализована в сентябре 2025 года, а третья — в сентябре 2026-го. Поэтому не исключено, что такая задержка может сдвинуть сроки запуска первых элементов лунной станции Gateway, предположили наблюдатели.
«Сейчас мы работаем с нашими отраслевыми партнерами в Maxar и Northrop Grumman, чтобы пересмотреть график запусков до Artemis IV. Считаем, что у них есть все возможности доставить [модули в срок] для поддержки этой миссии, но мы будем обновлять график», — отметил заместитель помощника администратора НАСА по программе «Луна — Марс» Амит Кшатрия.
Окололунная станция Lunar Gateway будет способна работать автономно в течение трехлетних перерывов между полетами на Луну с Земли. Это отличает ее от Международной космической станции, на которой экипаж работает непрерывно уже более 20 лет. Впрочем, американское агентство и его партнеры по сегменту взяли на себя обязательство эксплуатировать МКС до 2030 года, после чего она будет сведена с орбиты. Будущая Gateway рассчитана всего лишь на четырех членов экипажа, в то время как МКС вмещает до 13 человек.