Вселенная может быть моложе, чем предполагалось
Большой взрыв

Вселенная может быть моложе, чем предполагалось

24 января 2024 года, 12:18

Стандартная модель в её современном виде предполагает, что космические структуры, зародившись на заре Вселенной, должны постепенно укрупняться путём слияний, достигая в конечном счёте некоего «умиротворения». Но к почти противоположным выводам внезапно пришла команда астрономов из Академии наук Китая: результаты их наблюдений за движением галактик указывают на то, что Вселенная может быть моложе, чем предсказывает модель с космологическими параметрами Планка.

Общепринятые физические модели рисуют довольно гармоничную картину развития Вселенной: образование звёзд, появление первых крупных структур, их группирование в галактики, скопления, затем долгая череда поглощений, и наконец — огромные «монстры», достигшие колоссальных размеров и пребывающие благодаря этому в «динамически расслабленном состоянии». Но не всё оказалось так гладко.

Используя массив уже имеющихся данных, учёные из Национальной астрономической обсерватории Китая во главе с Го Ци исследовали движение пар галактик-спутников вокруг массивных скоплений галактик. А точнее — смещение их скоростей по сравнению с ядрами скоплений вдоль линии наблюдения.

Оказалось, что смещение это совершенно не соответствует имеющейся модели: пары галактик-спутников демонстрировали подозрительную «спаянность». «Избыток скоррелированных между собой пар предполагает наличие недавно сросшихся галактик», — объяснил Го Ци.

Подобный эффект уже наблюдался в недавних космологических симуляциях, которые касались более близкой к нам части Вселенной, хотя размах его был намного ниже, чем фактически обнаруженный. Единственное правдоподобное объяснение, которые астрономы на данный момент готовы предложить — это то, что возраст Вселенной (а значит — время возникновения последних галактик) астрофизиками был завышен.

«Поскольку возраст массивных групп галактик может быть тесно связан с древностью Вселенной, эти результаты, следовательно, указывают на более юный её возраст по сравнению с тем, что был рассчитан на основе изучения космического микроволнового фона», — подчеркнул доктор Цинь Гу, соавтор исследования из Лаборатории вычислительной астрофизики.

Эти открытия противоречат существующей космологической парадигме и лишний раз усугубляют и так не дающий покоя астрономам парадокс, известный как «напряжение Хаббла». Пролить свет на получившуюся проблему могут или альтернативные гипотезы, касающиеся механизмов зарождения галактик, или новые наблюдения за ранней Вселенной с помощью современных телескопов.