«Хаббл» запечатлел взрыв сверхновой в 2,5 миллиарда раз ярче Солнца
Большой взрыв

«Хаббл» запечатлел взрыв сверхновой в 2,5 миллиарда раз ярче Солнца

17 января 2024 года, 12:06

Космический телескоп «Хаббл» получил детальное изображение карликовой галактики UGC 5189A, которая расположена примерно в 150 миллионах световых лет от Земли в созвездии Льва. Астрономы рассчитывают, что новый снимок позволит больше узнать о взрыве сверхновой, произошедшем в этой галактике: всего за три года эта звезда испустила в 2,5 миллиарда раз больше энергии, чем Солнце за тот же период времени на всех длинах волн.

«Хаббл», который наблюдает Вселенную в инфракрасном диапазоне вот уже 34 года, обратил свой взор на карликовую галактику UGC 5189A в 2010 году и обнаружил необычную сверхновую, взорвавшуюся более 150 миллионов лет назад. Она получила обозначение SN 2010jl — ученые определили, что всего за три года она испустила по меньшей мере в 2,5 миллиарда раз больше видимой энергии, чем Солнце за тот же период времени.

SN 2010jl — это сверхновая второго типа с коллапсирующим ядром. Это событие знаменует собой быстрое сжатие и последующий мощный взрыв массивной звезды, который приводит к резкому росту ее светимости. Чтобы такой взрыв стал возможен, масса звезды должна превышать массу Солнца по крайней мере в восемь раз, но не более чем в 40-50 раз. Когда у таких небесных тел заканчивается топливо для ядерного синтеза (сначала водород, а затем гелий), а также энергия, поддерживавшая их в течение миллионов или миллиардов лет против внутреннего притяжения, происходит взрыв.

Хотя изучение сверхновых представляет огромную ценность для научного сообщества, некоторые астрономы предпочитают исследовать обломки, остающиеся на месте взрывов. Они могут указать не только на условия, необходимые для возникновения сверхновой, но и на то, как эта сверхновая меняла свое окружение. Именно поэтому «Хаббл» несколько раз оказывался направленным на карликовую галактику UGC 5189A.

Недавнее изображение этой звездной системы было получено на основе данных, собранных телескопом в течение последних трех периодов наблюдения. Галактика имеет всего 36 тысяч световых лет в поперечнике, что делает ее очень миниатюрной по сравнению, например, с нашей галактикой Млечный Путь шириной 100 тысяч световых лет. На изображении UGC 5189A показана в виде плоского, несколько деформированного диска с искривленной вверх кривой.

Правая сторона галактики отмечена голубым свечением, представляющим столбы яркого газа и пыли. Левая же сторона UGC 5189A немного тусклее — эту область газ и звездная пыль покрывают пятнами. За пределами главного диска галактики можно увидеть газовый след темно-кофейного цвета. Кроме того, на фоне черноты космического пространства выделяются несколько небольших галактик и одна звезда.

В этом смысле снимок «Хаббла» можно считать очень ценным, ведь космический телескоп изучал UGC 5189A не только для того, чтобы рассмотреть обломки сверхновой SN 2010jl. Еще одна цель — исследовать другие галактики, который тоже содержат сверхновые и находятся на расстоянии около 1000 миллионов световых лет от Земли.