Астрономы открыли рекордное количество сверхновых редчайшего типа
Наука

Астрономы открыли рекордное количество сверхновых редчайшего типа

10 января 2024 года, 11:05

Определение расстояний во Вселенной и скорости ее расширения обычно происходит с помощью сверхновых типа 1А или Цефеид, называемых «стандартными свечами». Но они настолько редкие, что даже нахождение нескольких из них считается удачей. Впрочем, международной команде астрономов удалось даже большее: в ходе исследования темной энергии она обнаружила с помощью одного телескопа рекордное количество «свечей» — более полутора тысяч.

Масштабный международный проект носит название «Исследование темной энергии» (Dark Energy Survey, DES). В распоряжении его участников находится специальная камера темной энергии DECam, работающая в связке с четырехметровым и 13-тонным телескопом Blanco в Межамериканской обсерватории Серро Тололо на севере Чили.

В исследовании принимало участие более ста астрофизиков, которые наблюдали за небом 758 ночей в течение шести лет. В ходе этой титанической работы удалось идентифицировать около двух миллионов далеких галактик и тысячи сверхновых. После фильтрации всех результатов оказалось, что больше полутора тысяч из них должны принадлежать к самому желанному типу — Ia.

«Стандартные свечи» — это сверхновые, обладающие практически одинаковой, заранее известной светимостью. Благодаря этому их яркость для наблюдателя зависит лишь от расстояния, которое можно с неплохой точностью определить. В качестве таковых обычно используются сверхновые типа Ia, настолько редкие, что даже открытие одной из них где-то в далекой галактике считается огромным успехом.

«После учета вероятности того, что каждая сверхновая принадлежит к классу Ia, мы находим 1 635 таких сверхновых в диапазоне красного смещения 0,10 <z <1,13, которые соответствуют критериям отбора и могут быть использованы для определения космологических параметров», — рассказывают авторы исследования.

Это число как минимум в пять раз перекрывает результаты всех предыдущих подобных исследований, даже самых масштабных. Такое количество данных позволяет проверить и теорию лямбда-холодной темной материи, и установить силу влияния темной энергии на расширение Вселенной, и пересчитать с гораздо большей точностью постоянную Хаббла.

Когда ученые в середине 90-х годов открыли, что Вселенная расширяется с ускорением (а не с замедлением, как считалось ранее), в их распоряжении было всего 52 стандартные свечи. Теперь же их арсенал вырос сразу на несколько порядков, что уже в скором будущем даст новые, более точные и интригующие выводы о Вселенной, темной материи и энергии.

«Это действительно качественный скачок по сравнению с тем, что было 25 лет назад, когда для идентификации темной энергии использовались только 52 сверхновые», — заметила профессор Университета Квинсленда в Австралии и соорганизатор Рабочей группы DES по сверхновым Тамара Дэвис.