Роскосмос обнародовал документы о станциях «Венера-11» и «Венера-12»
Космический архив

Роскосмос обнародовал документы о станциях «Венера-11» и «Венера-12»

4 января 2024 года, 11:15

Роскосмос опубликовал рассекреченные архивные материалы о создании советских автоматических межпланетных станций «Венера-11» и «Венера-12» и поставленных перед ними задачах. Как напомнили в госкорпорации, космические аппараты были запущены 45 лет назад — в 1978 году. На орбиту их вывели ракеты-носители «Протон-К», стартовавшие с космодрома Байконур. Спустя три месяца спускаемые аппараты «Венеры-11» и «Венеры-12» совершили мягкие посадки на вторую по удаленности от Солнца планету и провели ее исследования.

Первой была запущена «Венера-11», путь которой до одноименного небесного тела занял 107 суток. Ее отправили в космос 9 сентября 1978 года, и уже через несколько месяцев — 23 декабря — ее орбитальный и спускаемый аппараты отделились друг от друга. Спустя два дня спускаемый аппарат выполнил мягкую посадку на поверхности Венеры и за время спуска успел провести ряд научных исследований: сделать тонкий химический анализ состава атмосферы и облаков, а также измерить электрические разряды, температуру, давление и аэродинамические перегрузки.

Между тем орбитальный аппарат ретранслировал на Землю информацию с места посадки в течение 95 минут, а затем передавал научную информацию о межпланетном пространстве вплоть до февраля 1980 года.

Вслед за «Венерой-11» с космодрома Байконур запустили следующую автоматическую станцию этой серии — «Венеру-12». Она стартовала 14 сентября 1978 года с помощью ракеты «Протон-К», и уже 21 декабря ее спускаемый аппарат совершил успешную посадку на поверхность планеты. Продолжительность перелета к Венере составила 98 суток.

Научные приборы «Венеры-12», среди прочего, провели спектральный анализ рассеянного в атмосфере солнечного излучения. Что касается орбитального аппарата станции, то благодаря нему научные данные с места посадки ретранслировались на Землю целых 110 минут. Срок его службы завершился в апреле 1980 года — до этого он находился на гелиоцентрической орбите и передавал ценные сведения о межпланетном пространстве.

Среди рассекреченных документов — программа наземных испытаний «Венеры-11» и «Венеры-12». Отмечается, что космические аппараты разрабатывались на основе предыдущих станций — «Венеры-9» и «Венеры-10». В программу входили этапы испытаний элементов, приборов, блоков, также новых и доработанных агрегатов.

Список технических заданий содержал 53 пункта, в частности разработку системы автоматического управления межпланетных станций, протоколы применения научных приборов и дополнения на доработку аппаратуры. Среди основных задач «Венеры-11» и «Венеры-12» значились получение панорамы поверхности планеты в месте посадки, изучение грунта и атмосферы, определение состава стратосферы.

Кроме того, в материалах приводится заключение экспертной комиссии, которая постановила, что эскизный проект двух станций был выполнен с учётом всех технических проблем. Речь идет, в частности, об изменении баллистических условий полета с орбитально-десантной на пролетно-десантную схему.