Индия вывела в космос станцию по исследованию черных дыр
Запуски

Индия вывела в космос станцию по исследованию черных дыр

4 января 2024 года, 09:28

Индийская организация космических исследований (ISRO) провела успешный пуск ракеты-носителя Polar Satellite Launch Vehicle (PSLV), которая вывела на орбиту спутник для изучения рентгеновского излучения в космосе X-ray Polarimeter Satellite (XPoSat). Благодаря этому старту Индия стала второй страной после США, отправившей в космос станцию для изучения черных дыр и нейтронных звезд. Помимо этого, в агентстве рассчитывают провести десять научных экспериментов с помощью оборудования, установленного на спутнике.

Запуск ракеты PSLV-C58 был осуществлен в понедельник, 1 января, в 06:40 по Москве со стартовой площадки космодрома на острове Шрихарикота в Бенгальском заливе, где расположен Космический центр имени Сатиша Дхавана. В рамках пуска, трансляция которого велась на сайте ISRO, на низкую околоземную орбиту высотой около 650 километров был выведен спутник для изучения рентгеновского излучения в космосе XPoSat массой 469 килограммов.

Основная задача космического аппарата — измерение поляризации рентгеновского излучения небесных тел. Так, в частности, XPoSat будет изучать структуру магнитных полей нейтронных звезд и феномен возникновения черных дыр. Это первый в Индии специализированный инстурмент для исследования динамики ярких источников рентгеновского излучения в экстремальных условиях. Спутник несет на своем борту две полезные нагрузки: рентгеновский поляриметр для астрономических наблюдений POLIX и прибор для рентгеновской спектроскопии и хронометрирования XSPECT. Оба устройства были созданы ISRO в сотрудничестве с научно-исследовательским институтом из Бангалора.

POLIX будет измерять степень и угол поляризации, а XSPECT — предоставлять спектроскопическую информацию. Благодаря двум этим приборам XPoSat сможет изучать рентгеновское излучение от примерно 50 астрономических источников, включая черные дыры, нейтронные звезды, активные ядра галактик, ветровые туманности пульсаров и т.д. Механизм их излучения обусловлен сложными физическими процессами, и его природа по-прежнему остается загадкой для научного сообщества.

«Измерения поляриметрии добавляют еще два показателя к нашему пониманию: степень поляризации и угол поляризации и, таким образом, являются отличным диагностическим инструментом для понимания процессов излучения астрономических источников», — подчеркнули индийские ученые.

В ISRO добавили, что благодаря проведенному запуску Индия стала второй страной после США, которая теперь имеет станцию для изучения черных дыр и нейтронных звезд. Кроме того, специалисты планируют провести еще 10 научных экспериментов с помощью оборудования, размещенного внутри четвертой ступени ракеты PS4. Высоту ее орбиты снизили до 350 километров, чтобы начать испытания различных технологий.

Ранее стало известно, что специалисты ISRO не смогли добиться реактивации лунохода «Прагьян» станции «Чандраян-3» и оставили его в режиме «вечного сна». Впрочем, глава организации Шридхара Паникер Сомнатх выразил надежду, что данные, которые аппарат успел собрать за две недели, принесут «фантастические научные результаты». В настоящее время наблюдают за солнечной обсерваторией «Адитья-L1», которая, как ожидается, достигнет гало-орбиты вокруг точки Лагранжа L1 6 января 2024 года.