Завтра зонд «Юнона» совершит рекордное сближение со спутником Юпитера
Наука

Завтра зонд «Юнона» совершит рекордное сближение со спутником Юпитера

29 декабря 2023 года, 11:36

Космический аппарат NASA Juno («Юнона») в субботу, 30 декабря, совершит самый близкий облет Ио — одного из четырех галилеевых спутников Юпитера и наиболее геологически активного тела Солнечной системы. Ожидается, что зонд пройдет всего в 1500 километрах от его поверхности — на такое расстояние еще не приближался ни один космический аппарат более чем за 20 лет. Рекордное сближение позволит приборам «Юноны» собрать большое количество научных данных.

Сейчас в послужном списке Juno — наблюдения за вулканической активностью Ио с расстояний от 11 тысяч до 100 тысяч километров. Как подчеркнул главный исследователь команды «Юноны» Скотт Болтон из Юго-Западного исследовательского института в Сан-Антонио, штат Техас, благодаря пролетам зонда ему и его коллегам удается изучать, как часто на спутнике Юпитера извергаются вулканы, насколько они яркие и горячие, как меняется форма лавового потока и как активность Ио связана с потоком заряженных частиц в магнитосфере Юпитера.

«Совершив пару близких пролетов в декабре и феврале, “Юнона” изучила источник массивной вулканической активности Ио, оценила возможность существования океана магмы под его корой, а также важность приливных сил Юпитера, которые безжалостно сжимают эту луну», — отметил Болтон. Сейчас же, на третьем году своего путешествия, космический аппарат собирается исследовать кольцевую систему Юпитера, где находятся некоторые из внутренних спутников газового гиганта.

Второй сверхблизкий облет Ио запланирован на 3 февраля 2024 года — в ходе него «Юнона» также приблизится к спутнику на расстояние около 1500 километров. Во время этого полета все три камеры на борту аппарата будут находиться в активном режиме. Инфракрасный картограф JIRAM, который делает снимки в инфракрасном диапазоне, нацелен на сбор тепловых сигнатур, испускаемых вулканами на поверхности спутника. Навигационная камера в свою очередь получит изображение поверхности с самым высоким разрешением на сегодняшний день. А тепловизор JunoCam будет получать цветные снимки в видимом свете.

Ближайший же облет Ио, который придется на 30 декабря, станет 57-м витком «Юноны» вокруг системы Юпитера. Это означает, что космический аппарат и его камеры успешно выдержали одну из самых суровых радиационных сред в Солнечной системе. Впрочем, совокупный эффект от этого излучения уже начал отражаться на приборах «Юноны», указал руководитель проекта Juno в Лаборатории реактивного движения NASA в Южной Калифорнии Эд Херст.

«Снимки с последнего облета показывают уменьшение динамического диапазона тепловизора и появление "полосатого" шума. Наша команда инженеров работает над решениями, позволяющими уменьшить радиационный ущерб и сохранить работоспособность тепловизора», — добавил он.

После нескольких месяцев изучения и оценки команда «Юноны» скорректировала будущую траекторию путешествия космического аппарата, добавив в программу семь новых полетов к Ио (всего 18). После прохождения спутника 3 февраля «Юнона» будет пролетать мимо него на каждой второй орбите, постепенно удаляясь: первая орбита будет находиться на высоте около 16,5 тысячи километров над поверхностью Ио, а последняя — на высоте 115 тысяч километров.

Кроме того, начиная с апреля 2024 года, космический аппарат проведет серию экспериментов, в которых будет использоваться прибор Juno Gravity Science для изучения состава верхних слоев атмосферы Юпитера. Ожидается, что это предоставит ключевую информацию о форме и внутреннем строении планеты.