«Уэбб» установил рекорд по дальности обнаруженных молодых звезд
Большой взрыв

«Уэбб» установил рекорд по дальности обнаруженных молодых звезд

28 декабря 2023 года, 13:30

Ученые с помощью космического телескопа «Джеймс Уэбб» обнаружили новорожденные звезды в галактике Треугольника (M33) на расстоянии 2,7 млн световых лет от Земли. Это самое дальнее расстояние, где когда-либо наблюдались молодые звезды. Результаты исследования говорят о том, что процессы рождения звезд в других галактиках происходят так же, как в нашем Млечном Пути.

Международная команда астрономов под руководством Джошуа Пелтонена из Альбертского университета в Канаде использовала тепловизор среднего инфракрасного диапазона MIRI, установленный на борту телескопа «Уэбб», для изучения участка одного из спиральных рукавов галактики Треугольника. Они обнаружили 793 молодых звездных объектов — то есть звезд на ранней стадии эволюции, скрытых внутри массивных облаков газа и пыли.

Звезды, которые находятся на самых ранних стадиях формирования, трудно наблюдать. Во-первых, они скрываются за большими скоплениями газа и пыли, из-за этого их очень трудно обнаружить в видимом свете. Но как только они становятся достаточно теплыми, то начинают светиться и испускают инфракрасное излучение, которое может быть обнаружено с помощью приборов на телескопах.

«Джеймс Уэбб» обладает высоким разрешением, и он чувствителен к инфракрасному излучению, что позволяет астрономам изучать области звездообразования на больших расстояниях. Поэтому группа исследователей использовала телескоп для изучения галактики Треугольника. С точки зрения количества образующихся звезд, их металличности и размера эта галактика схожа с Большим Магеллановым облаком, но, в отличие от него, имеет пышные спиральные рукава, где и формируются звезды. Ученые использовали сделанные ранее наблюдения для определения вероятных мест расположения молодых звезд в рукаве, после чего направили в эти места телескоп «Уэбб».

После сортировки наблюдений и классификации того, что они обнаружили, астрономы пришли к некоторым интересным выводам о звездообразовании в M33. Выяснилось, что в самых массивных молекулярных облаках содержится значительное количество предполагаемых молодых звездных объектов. Цифры оказались примерно такие же, как и в аналогичных облаках в Млечном Пути. В изучаемом спиральном рукаве, по их мнению, есть все необходимые факторы для активного звездообразования, что не обязательно коррелирует с массой гигантских молекулярных облаков. При этом исследователи все еще пытаются понять, с чем это связано.

Вполне вероятно, что даже с помощью «Уэбба» невозможно увидеть самые ранние фазы звездообразования в спиральном рукаве галактики. Помимо этого, спиральные рукава M33 по некоторым параметрам отличаются от рукавов Млечного Пути, которые менее рассеяны и имеют более четкие границы. Это может указывать на эволюционные изменения, которые происходят по мере того, как в галактике продолжается формирование звезд.

Астрономы планируют использовать эти наблюдения для дальнейшего моделирования того, что может происходить в галактике Треугольника. Это необходимо для получения более точных оценок того, насколько интенсивно в ней происходит звездообразование, и представления об эволюции и истории галактики.