«Не позволим ей пропасть»: в SpaceX объяснили падение первой ступени Falcon 9
Стали известны подробности аварии, произошедшей с первой ступенью ракеты-носителя Falcon 9 под номером B1058, которая после своего последнего, 19-го полета, ставшего для нее рекордным, развалилась при транспортировке в порт на мысе Канаверал во Флориде. На обнародованных в соцсетях фотографиях видно, что от ускорителя остался только нижний сегмент, при этом все девять двигателей Merlin целы. Как позднее объяснили в SpaceX, причиной опрокидывания B1058 стало то, что она не была оснащена новейшими опорами, которые при посадке выравнивают нагрузку.
25 декабря в SpaceX сообщили, что первая ступень Falcon 9, обозначенная серийным номером B1058, опрокинулась из-за сильного ветра и качки, когда ее транспортировали на берег после рекордного 19-го полета. Двумя днями ранее она помогла доставить на низкую околоземную орбиту 23 спутника Starlink v2 Mini, после чего совершила успешную вертикальную посадку на морскую платформу Just Read the Instructions. Однако в результате произошедшего в компании указали, что дальнейшее использование ускорителя невозможно.
Позднее в Сети появились фотографии, на которых можно более детально рассмотреть устройство первой ступени, в частности, блок двигателей, кабель-каналы, системы фиксации и раскрытия посадочных опор, композитные баки наддува и робота Octagrabber («Октаграббер»), который как раз должен был удерживать B1058 от падения. При этом на кадрах видно, что от развалившегося ускорителя остался только лишь нижний сегмент, а три из четырех посадочных опор все еще развернуты.
В то же время все девять двигателей Merlin не пострадали. Как сообщил вице-президент SpaceX по ракетам-носителям Falcon Джон Эдвардс, специалисты планируют спасти силовые агрегаты и провести инспекцию оставшегося оборудования. «В этой ракете-носителе еще много ценных элементов. Мы не позволим ей пропасть», — пообещал он.
В свою очередь вице-президент SpaceX по запускам Кико Дончев объяснил, что ступень B1058 опрокинулась по той причине, что не была оснащена модифицированными опорами, в отличие от других ускорителей Falcon 9, которые благодаря нововведениям могут противостоять сильному ветру. «Мы придумали опоры, которые сразу же при посадке выравнивают нагрузку, после того как два года назад на Рождество у нас опрокинулся ускоритель [1069 — прим.ред.]. Наш парк в большинстве своем оснащен такими опорами, но B1058, учитывая ее возраст, не была», — посетовал Дончев. По его словам, отказ частично закрепленного зажима «Октаграббера» из-за сильного ветра и качки произошел менее чем в 160 километрах от берега.
Помимо верхнего сегмента B1058, была также утеряна уникальная маркировка, которую нанесли еще при дебютном полете этой ступени 30 мая 2020 года. В этот день ускоритель помог Falcon 9 осуществить первый пилотируемый полет к Международной космической станции частного космического корабля Crew Dragon, на борту которого находились два астронавта NASA. Эта ступень была единственной в парке SpaceX, на которую был нанесен логотип американского космического агентства.
После этого полета B1058 использовалась при запусках 21-й экспедиции SpaceX по доставке грузов на МКС, специализированного спутника для Южной Кореи ANASIS-II, аппаратов совместного использования Transporter-1 и Transporter-3, а также при 14 пусках Starlink. В общей сложности за 3,5 года эксплуатации она позволила Falcon 9 доставить на орбиту 860 космических аппаратов общим весом более 260 тонн. Как и другие разгонные блоки типа «Блок 5» от SpaceX, ступень была сертифицирована на 20 запусков.