AstroForge в 2024 году запустит аппарат для добычи полезных ископаемых на астероиде
Стартапы

28 декабря 2023 года, 12:04

Компания AstroForge пообещала своим инвесторам, что уже в следующем году ее космический аппарат сядет на один из околоземных астероидов и привезет с него ценнейшие полезные ископаемые, которые не только окупят экспедицию, но и принесут огромную прибыль. Что это будет за астероид — пока не сообщается: в AstroForge опасаются, что как только они раскроют эту информацию, кто-то попытается нарушить их планы.

Космические агентства разных стран, которые намереваются отправить свои аппараты к тем или иным небесным телам, как правило, объявляют детали будущей экспедиции, а именно, какой зонд полетит, куда он направится и когда произойдет запуск, за несколько лет до ее начала. Но AstroForge, в отличие от них, пока не спешит раскрывать название астероида, к которому будет держать путь ее аппарат. Опасения компании понять можно, ведь экспедиция будет коммерческая, поэтому фирму интересуют исключительно средства, которые она получит от продажи добытых полезных ресурсов.

«Объявление о том, на какой астероид мы нацеливаемся, создает риск того, что другая организация может захватить этот астероид», — заявил исполнительный директор AstroForge Мэтт Гиалих. В то же время он заверил, что компания готова проявить щедрость и «поделиться изображениями астероида», когда миссия будет закончена.

После того как в конце 2010-х годов компании, предлагавшие проекты по добыче ископаемых на астероидах, обанкротились, эта идея на несколько лет пришла в упадок. Но развитие SpaceX, резко удешевившее полеты в космос, и общий скачок технологий привели к новой волне интереса к подобным предприятиям.

Под один из таких проектов AstroForge собрала от инвесторов $13 млн. Полноценная добывающая экспедиция потребовала бы на порядок больше средств, но компания надеется с помощью маленького аппарата продемонстрировать потенциальную эффективность такой инициативы. Скорее всего, целью станет астероид М-типа, богатый платиноидами, такими как иридий, способными обеспечить огромный барыш.

Аппарат будет называться Odin и станет уже вторым, отправленным в космос AstroForge (первый — Brokkr-1 — был размером с микроволновку и весил около 10 килограммов). Предприятие договорилось со SpaceX и Intuitive Machines, которые в следующем году должны будут отправить беспилотную экспедицию на Луну при помощи ракеты Falcon 9. Посреди путешествия «Один» отстыкуется от посадочного аппарата Nova-C и отправится на долгие поиски «своего» астероида.

Несмотря на высокую стоимость редких и редкоземельных металлов, технологии добычи все еще гораздо затратнее: например, аппарат НАСА OSIRIS-REx вернул в сентябре с астероида Бенну всего 200 граммов породы, стоимость добычи которой составила примерно $1,16 млрд, что не оправдывается никакими коммерческими соображениями, помимо сугубо научных.

Но AstroForge уверена в своих финансовых перспективах. «Мы ожидаем, что сможем вернуть образцы с высокой наценкой. Мы создали нашу бизнес-модель, используя акции ride и партнерские отношения, чтобы сделать каждую миссию максимально экономически жизнеспособной», — убеждает Гиалих.

Однако коммерция — это одно, а международные нормы требуют совершенно иного. К примеру, ООН просит космические агентства и частные компании раскрывать орбиты и траектории своих аппаратов в космосе из соображений безопасности. Отсутствие прозрачности создаст огромные угрозы для будущего использования космоса всем человечеством.

«Я категорически не сторонник того, чтобы материальный объект вращался вокруг внутренней части Солнечной системы так, чтобы никто не знал, где он находится. Похоже, это очень плохой прецедент», — подчеркнул астроном из Гарвард-Смитсоновского центра астрофизики в Массачусетсе доктор Джонатан Макдауэлл.

Впрочем, эксперт уверен, что даже если астероид не удастся идентифицировать до запуска, астрономы-любители на Земле без особого труда смогут отследить космический зонд и определить его пункт назначения. Не исключено, что так тщательно скрываемый астероид на самом деле окажется беден ресурсами, и вся конспирация окажется бессмысленной.