Астрофизики создали новый инструмент для моделирования взрыва килоновой
Большой взрыв

Астрофизики создали новый инструмент для моделирования взрыва килоновой

27 декабря 2023 года, 10:18

Ученые разработали программу для моделирования наблюдаемых сигналов после взрыва килоновой. Она позволяет точно определить, что именно происходит во время слияния двух вращающихся по орбите нейтронных звезд, как ведет себя материя и почему во время этого процесса может образоваться золото.

Международная группа исследователей преимущественно из Института гравитационной физики Макса Планка и Потсдамского университета разработала программное обеспечение для анализа взрыва килоновой. Они сопоставили данные наблюдений нейтронных звезд с помощью радиотелескопов и рентгеновских обсерваторий, а также расчеты специалистов по ядерной физике и результаты проведенных экспериментов в ускорителях элементарных частиц на Земле. До этого источники данных анализировались по-отдельности, а в некоторых случаях сведения интерпретировались с использованием различных физических моделей.

«Анализируя данные последовательно и одновременно, мы получаем более точные результаты. Новый метод поможет анализировать свойства вещества при экстремальных плотностях. Это также позволит лучше понять расширение Вселенной и то, в какой степени тяжелые элементы образуются при слияниях нейтронных звезд», — пояснили авторы научной работы.

Когда нейтронные звезды сталкиваются, частицы богатой нейтронами материи выбрасываются в космос. Это создает среду, насыщенную свободными нейтронами, где могут образоваться тяжелые элементы за пределами периодической таблицы Менделеева — ученые называют это «процессом быстрого захвата» или «r-процессом».

Такие элементы сами по себе нестабильны, поэтому распадаются на стабильные тяжелые элементы, такие как золото и уран. Этот процесс сопровождается электромагнитным излучением, которое образовывает вспышку килоновой. Именно поэтому, по мнению ученых, нужно изучать килоновые, чтобы понять физические процессы, в результате которых образуются тяжелые элементы.

Новый метод был применен к первому и пока единственному наблюдению слияния двойных нейтронных звезд, которое состоялось 17 августа 2017 года и получило обозначение GW170817. Астрономическое событие произошло в результате столкновения нейтронных звезд, расположенных на расстоянии 130 млн световых лет от Земли. Последние несколько тысяч оборотов звезд друг вокруг друга исказили пространство-время настолько, что привели к появлению гравитационных волн. Их зафиксировали земные гравитационно-волновые обсерватории Advanced LIGO и Advanced Virgo

Согласно выводам исследователей, когда две звезды слились, произошел выброс новообразованных тяжелых элементов. Некоторые из них подверглись радиоактивному распаду, что привело к повышению температуры. Вызванный тепловым излучением электромагнитный сигнал в оптическом, инфракрасном и ультрафиолетовом диапазонах был обнаружен в течение двух недель после столкновения. Гамма-всплеск, также вызванный слиянием нейтронных звезд, вызвал выброс дополнительной материи. Реакция вещества нейтронной звезды с окружающей средой привела к образованию рентгеновских лучей и радиоизлучений, которые можно было отслеживать в период от нескольких дней до нескольких лет.

Детекторы гравитационных волн в настоящее время проводят четвертый цикл наблюдений. Это исследование будет продолжено по мере того, как лазерная гравитационно-волновая обсерватория LIGO в США, детектор гравитационных волн Virgo в Италии и детектор гравитационных волн KAGRA в Японии получат обновления. Ученые планируют использовать новый инструмент при обнаружении следующего слияния нейтронных звезд.