Китай отправил на орбиту пять спутников за сутки
Запуски

Китай отправил на орбиту пять спутников за сутки

26 декабря 2023 года, 09:57

Китай провел два успешных космических запуска с промежутком в несколько часов. Ракета-носитель «Чанчжэн-11Н» доставила на орбиту три экспериментальных аппарата «Шиянь-24С», в то время как «Чанчжэн-3В» пополнила орбитальную навигационную группировку «Бейдоу-3» двумя новыми спутниками.

Ракета-носитель «Чанчжэн-11Н» с тремя экспериментальными спутниками «Шиянь-24С» стартовала с морской платформы в Южно-Китайском море у побережья города Янцзян провинции Гуандун. Пуск был признан успешным, все космические аппараты выведены на околоземную орбиту.

По данным агентства Синьхуа, запущенные спутники «Шиянь-24С» предназначены для проведения экспериментов в области космической науки и техники, однако подробности о характеристиках аппарата не уточняются. Название «Шиянь» применяется к китайским аппаратам разного назначения с 2004 года.

Спустя несколько часов, с площадки № 2 космодрома Сичан также запустили ракету-носитель «Чанчжэн-3В» с двумя навигационными спутниками «Бейдоу-3» М25 и М26 для пополнения соответствующей орбитальной группировки. Аппараты успешно выведены на околоземную орбиту.

«Бэйдоу» – китайская глобальная спутниковая система навигации, конкурент российской системы ГЛОНАСС, европейской Galileo и американской GPS. Разработка ее началась в 1994 году (первое поколение – «Бэйдоу-1»), первый спутник для группировки был запущен на орбиту в 2000 году. С 2012 года система была запущена в коммерческую эксплуатацию как региональная система позиционирования. На полную мощность она вышла в 2020 году, когда была введена в эксплуатацию версия «Бэйдоу-3». Сейчас группировка насчитывает более 60 спутников. К 2035 году Китай планирует создать систему «Бэйдоу» следующего поколения.

Для ракет-носителей серии «Чанчжэн» это был 503-й и 504-й полеты за все время. Одна из ее версий – «Чанчжэн-11Н», представляет собой четырехступенчатую ракету-носитель, которая была разработана для проведения запусков в сжатые сроки. Она может запускаться с морских платформ. Всего с 2015 года эта модификация ракеты стартовала 17 раз, все из них были успешными.

Другая модель – «Чанчжэн-3B» – трехступенчатая ракета с четырьмя стационарными жидкостными ракетными ускорителями. Это самый тяжелый вариант семейства ракет «Чанчжэн-3», который в основном используется для вывода спутников на геосинхронные орбиты. Первый ее запуск состоялся в 1996 году и с тех пор носитель стартовала 93 раза.