Астрономы открыли три новых пульсара в старом шаровом скоплении
Большой взрыв

Астрономы открыли три новых пульсара в старом шаровом скоплении

22 декабря 2023 года, 11:26

Астрономы с помощью радиотелескопа FAST обнаружили три новых пульсара в одном из самых старых шаровых скоплений в Млечном Пути — Мессье 15, также известном как Большое скопление Пегаса. Два объекта оказались пульсарами с длительными периодами вращения, в то время как третий вращается так быстро, что был классифицирован как миллисекундный пульсар.

Группа астрономов во главе с Юйсяо Ву из Чунцинского университета в Китае провела поиск пульсаров в скоплении Мессье 15 с помощью китайского сферического радиотелескопа с 500-метровой апертурой FAST. Ученые обнаружили три новых объекта, которые получили обозначения PSR J2129+1210J, PSR J2129+1210K и PSR J2129+1210L.

По их расчетам, PSR J2129+1210J — изолированный пульсар с периодом вращения приблизительно 11,84 миллисекунды, что делает его миллисекундным пульсаром. Период вращения второго пульсара — PSR J2129+1210K — составляет около 1,93 секунды. Третий же объект — PSR J2129+1210L — совершает полный оборот за 3,96 секунды, что делает его пульсаром с самым длинным периодом вращения в галактике, известным на сегодняшний день.

Исследователи отметили, что точное положение PSR J2129+1210K и PSR J2129+1210L остается неизвестным, но они, скорее всего, находятся на небольшом расстоянии от ядра Мессье 15. Поэтому потребуются дальнейшие наблюдения, чтобы определить их точное местоположение. Это в свою очередь позволит узнать их возраст.

Расположенная примерно в 35 700 световых годах от Земли галактика Мессье 15 (также известная как NGC 7078) представляет собой скопление с коллапсирующим ядром радиусом около 88 световых лет и предполагаемой массой в 560 тысяч масс Солнца. Это одно из старейших звездных скоплений возрастом около 12 миллиардов лет, с наименьшим содержанием металлов. Это также одно из наиболее плотных скоплений в Млечном Пути. Во время предыдущих наблюдений в Мессье 15 были выявлены девять пульсаров, первый из которых обнаружен в 1989 году. Согласно моделированию, Мессье 15 может быть скоплением с наибольшим количеством пульсаров.

Пульсары — сильно намагниченные вращающиеся нейтронные звезды, испускающие электромагнитное излучение. Самые быстрые пульсары с периодами вращения менее 30 миллисекунд известны как миллисекундные пульсары. Астрономы предполагают, что они образуются в двойных звездных системах, когда более массивное небесное тело превращается в нейтронную звезду, которая затем раскручивается из-за аккреции вещества от вторичной звезды.