Новые быстрые радиовсплески из дальнего космоса поставили астрономов в тупик
Наука

Новые быстрые радиовсплески из дальнего космоса поставили астрономов в тупик

20 декабря 2023 года, 12:51

Команда из Института SETI с помощью модернизированного телескопа Allen Telescope Array провела новое масштабное наблюдение за приходящими из глубин космоса быстрыми радиовсплесками. Несмотря на то, что исследователям удалось установить новые факты и сузить круг возможных гипотез, источник этого загадочного явления до сих пор остается неизвестным.

Аббревиатура SETI расшифровывается как search for extraterrestrial intelligence («поиск внеземного разума»), а соответствующий институт, существующий уже почти 40 лет, является одним из локомотивов строго научных исследований дальнего космоса на предмет внеземных цивилизаций. И одной из главных мишеней этих исследований являются быстрые радиовсплески.

По своей природе это короткие, интенсивные вспышки радиоволн, исходящие из космических глубин, настолько далеких, что разглядеть там источник невозможно. Хотя большинство всплесков доходит до Земли лишь однажды, некоторые способны ритмично повторяться, что делает загадку их происхождения, и без того запутанную, почти нерешаемой.

Именно такой сигнал и попал в фокус внимания команды во главе с доктором Софией Шейх. За 541 час наблюдений исследователи уловили 35 быстрых радиовсплесков из источника, обозначенного как FRB 20220912A. Все они относились к нижней части частотного спектра, но при этом каждый обладал собственной, уникальной энергетической сигнатурой.

Ученые с удовлетворением отметили, что работа не только подтвердила уже известные свойства этого явления, но и обеспечила открытие нескольких новых. Но до разгадки все еще далеко. «Мы сужаем круг источников быстрых радиовсплесков, например, до экстремальных объектов, таких как магнетары. Но ни одна существующая модель не может объяснить все свойства, которые наблюдались до сих пор», — подчеркнула Шейх.

Исследователям пришлось отметить поистине «интригующее» поведение радиовсплесков: эти сигналы со временем демонстрируют не только смещение частот (вниз), но и изменение продолжительности. Кроме того, команда получила возможность пронаблюдать никогда ранее не встречавшееся явление: заметное снижение центральной частоты вспышек, напоминавшее, по словам ученых, «космическую цуг-флейту» (cosmic slide-whistle).

Также команда пыталась найти временные закономерности в последовательности радиовсплесков — внутри FRB 20220912A, или же в связи с другими известными последовательностями, но безуспешно. Небесные явления остаются совершенно непредсказуемыми.

Полное непонимание человечеством природы этого странного явления не означает автоматически того, что его источником служат внеземные цивилизации. Но в любом случае ученые постепенно приближаются к решению одной из самых интригующих загадок Вселенной.