Астрономы нашли две планетные системы у солнцеподобных звезд
Большой взрыв

Астрономы нашли две планетные системы у солнцеподобных звезд

19 декабря 2023 года, 11:00

Вокруг звезд, похожих на Солнце, астрофизики открыли сразу две новые планетные системы. Эти открытия, сделанные с помощью космического телескопа TESS и французского спектрографа SOPHIE, могут быть полезными как в свете изучения окрестностей Земли, так и с точки зрения поисков ее аналогов еще ближе к нам.

Команда французских исследователей во главе с Эдером Мартиоли систематически наблюдала за двумя звездами солнечного класса — TOI-1736 и TOI-2141. И уже вскоре было подтверждено, что обе они обладают планетами. Хотя для нашей Солнечной системы все они довольно экзотичны.

Первая из звезд, TOI-2141, расположена в 250 световых годах от Земли, при этом почти все ее характеристики повторяют Солнце (разве что она чуть старше и имеет в недрах меньше тяжелых элементов). О том, что вокруг нее вращается планета, стало понятно по ее ритмичным затемнениям.

Небесное тело, получившее название TOI-2141b, оказалось принадлежащим к классу, который не встречается в Солнечной системе, а именно мини-нептунам. Планета имеет диаметр в три раза больше земного, а ее масса в 24 раза превышает массу Земли. Причем вокруг звезды она обращается каждые 18,26 дня, сохраняя расстояние всего в 13% от расстояния между Землей и Солнцем.

Из-за этой близости к звезде планета, скорее всего, раскалена как минимум до 450° C. Из-за этого большие запасы воды, которыми она, по всей видимости, обладает, находятся исключительно в газообразном состоянии. Впрочем, не исключено, что в системе есть и другие планеты, которые могут оказаться более благоприятными для возможной жизни.

Что же касается TOI-1736, то она еще более экзотична. Она находится чуть дальше от Земли и примерно на 15% больше Солнца. При этом она имеет звезду-компаньона, меньшую по размеру и более холодную. Но планеты вращаются исключительно вокруг солнцеподобной звезды, и их там как минимум две штуки.

Первая тоже представляет собой мини-нептун, раскаленный до 800° C, тогда как вторая планета, TOI-1736c, в 2800 раз тяжелее Земли и почти в девять раз тяжелее Юпитера — крупнейшей планеты Солнечной системы. Эти размеры (которые чуть было не превратили TOI-1736c в звезду) дают право классифицировать ее как супер-Юпитер.

Эта планета находится в обитаемой зоне: всего на 30% дальше от своей звезды, чем Земля. Ученые пока сомневаются, возможна ли в принципе жизнь на газовых гигантах (тем более с такой колоссальной гравитацией), даже при оптимальной температуре. Но вот ее спутники (если они есть) вполне могли бы иметь атмосферу и все условия для жизни.

Наблюдения TOI-1736 выявили признаки возможной третьей планеты, вращающейся на большем расстоянии. Но подтверждение или опровержение ее существования потребует значительно более длительного мониторинга. Поэтому команда продолжает наблюдать TOI-1736 с помощью SOPHIE, надеясь вскоре собрать полную информацию о системе.

К слову, спектрограф, сыгравший ключевую роль в открытии, установлен на том же телескопе Обсерватории Верхнего Прованса, который почти 30 лет назад обнаружил первую в истории экзопланету возле солнцеподобной звезды. Подобные исследования не только приближают ученых к пониманию того, как устроена наша собственная планетная система, но и дают почву для будущих поисков таких же комфортных для жизни миров.