Астрономы увидели раннюю стадию образования планет в 410 световых годах от Земли
Наука

18 декабря 2023 года, 11:26

Астрофизики уже достаточно подробно изучили процесс формирования планет на всех основных стадиях, кроме самой начальной, когда никаких зачатков небесных тел еще даже не видно. Именно такую звездную систему удалось найти и пронаблюдать международной исследовательской группе под руководством Сатоши Охаши из Национальной астрономической обсерватории Японии. По словам ученых, это сильно расширит представления о планетарном генезисе.

Согласно господствующей теории аккреции, планеты образуются из так называемых планетезималей — результатов многократных столкновений небольших объектов в газопылевом околозвездном диске. Растущие планетезимали поглощают друг друга, в результате чего появляются первые протопланеты. Эти явления уже наблюдались.

Для дежурного наблюдения за звездой DG Taurus, расположенной на расстоянии 410 световых лет в районе созвездия Тельца, команда задействовала находящийся в пустыне Атакама телескоп ALMA. Но наблюдения оказались крайне неожиданными: в протопланетном диске не удалось обнаружить даже колец.

Кольцо из газа и пыли вокруг молодой звезды оказалось на удивление гладким и однородным — без малейших признаков планетообразования. Если оно не нарушает известных законов развития материи, то рабочее предположение может быть только одно: диск еще очень молод и находится накануне начала процесса образования первых зачатков планет.

Телескоп, впервые позволивший изучить такую уникальную систему с подобной детализацией, помог определить, что частицы пыли в пределах 40 астрономических единиц (расстояний от Земли до Солнца; для сравнения, Уран находится от нашей звезды всего в 20 а. е.) от центра все еще очень малы.

Но вот за пределами этого радиуса частицы уже начали расти в размерах. Похоже, это и есть самый первый этап формирования будущих планет. Это заставит ученых серьезно пересмотреть более ранние представления о том, что формирование планет начинается во внутренней части диска.

Теперь у землян появится возможность пронаблюдать процесс зарождения планет в отдаленной системе с самого начала — при условии, что наша цивилизация просуществует те сотни миллионов лет, которые потребуются для завершения этого захватывающего процесса.