1000 дней на Марсе: Perseverance раскрыл историю кратера Езеро
Технологии

1000 дней на Марсе: Perseverance раскрыл историю кратера Езеро

13 декабря 2023 года, 11:19

Марсоход NASA Perseverance провел на Красной планете уже более 1000 дней. За это время робот проделал огромный путь, изучив древнюю речную и озерную систему Марса и собрав по пути 23 ценных образца грунта для исследователей. Материалы позволят восстановить геологическую историю кратера Езеро и понять, действительно ли в этом месте когда-то существовала жизнь.

Отмечая свой 1000-й день пребывания на Марсе, марсоход NASA Perseverance завершил исследование дельты древней реки. В этом месте сохранились свидетельства существования озера, заполнявшего кратер Езеро миллиарды лет назад. Шестиколесный робот собрал в общей сложности 23 образца, которые раскрывают геологическую историю этого региона Красной планеты. Новыми открытиями NASA поделилось 12 декабря на осеннем собрании Американского геофизического союза в Сан-Франциско.

Один из образцов с местности под названием Lefroy Bay («Залив Лефрой») содержит большое количество мелкозернистого кремнезема — вещества, которое, как известно, сохраняет древние окаменелости на Земле. Другой образец собранный в регионе Otis Peak («Пик Отиса») содержит значительное количество фосфата, который часто связан с зарождением жизни в той форме, какой мы ее знаем. Оба этих образца также богаты карбонатом, который может сохранять информацию об условиях окружающей среды с момента образования породы.

«Кратер Езеро был выбран в качестве места посадки, поскольку орбитальные снимки показали дельту  явное свидетельство того, что когда-то кратер заполняло большое озеро  то есть потенциально пригодная для жизни среда, а скалы дельты — отличная среда для сохранения признаков древней жизни в виде окаменелостей. После тщательного исследования мы собрали воедино геологическую историю кратера, составив карту его озерной и речной фазы от начала до конца», — рассказал Кен Фарли из Калифорнийского технологического института.

Кратер Езеро образовался в результате столкновения с астероидом почти четыре миллиарда лет назад. После высадки марсохода Perseverance в феврале 2021 года ученые обнаружили, что дно кратера состоит из магматической породы. Предположительно, она образовалась из магмы под поверхностью, либо в результате вулканической активности на поверхности. С тех пор аппарат обнаружил песчаник и аргиллит, свидетельствующие о некогда существовавшей в этом месте реке. Над породами находятся богатые солью аргиллиты, говорящие о том, что здесь позже было мелководное озеро, которое испарилось. По данным исследователей, озеро в конечном итоге достигло 35 километров в ширину и 30 метров в глубину. В какой-то момент быстротекущая вода перенесла валуны за пределы Езеро, распределив их на вершине дельты и в других местах кратера.

Образцы, собранные Perseverance, размером примерно с кусочек мела для школьной доски, хранятся в специальных металлических тубах. NASA и Европейское космическое агентство (ЕКА) планируют доставить их на Землю для дальнейшего изучения в рамках совместного проекта по возвращению образцов MSR. Однако, по оценкам экспертов, реализовать программу агентства смогут не раньше 2033 года.

Марсоход Perseverance прибыл на Красную планету 18 февраля 2021 года. Основная его задача заключается в поиске возможных признаков того, что жизнь когда-то существовала в районе кратера Езеро. Помимо сложного оборудования для взятия проб грунта и их анализа, у Perseverance есть несколько камер для съемки и два микрофона для записи звука. В состав полезной нагрузки также входит беспилотный летательный аппарат Ingenuity, который наблюдает за поверхностью Марса сверху и помогает роверу прокладывать свой путь.