В Китае провели второй успешный запуск ракеты на метане
Запуски

В Китае провели второй успешный запуск ракеты на метане

11 декабря 2023 года, 07:21

В минувшие выходные китайская компания LandSpace провела успешный пуск ракеты-носителя «Чжуцюэ-2», работающей на метановом двигателе. На низкую околоземную орбиту были выведены три спутника. По данным китайских СМИ, «Чжуцюэ-2» стала первой китайской коммерческой ракетой на жидком топливе, которая выполнила несколько успешных стартов подряд, а также первой космической ракетой на метане, благополучно запустившей полезную нагрузку на орбиту. Спустя несколько часов после запуска представители фирмы обнародовали ряд технических характеристик своего перспективного носителя — «Чжуцюэ-3».

Ракета «Чжуцюэ-2» была запущена в субботу, 9 декабря, в 02:39 по московскому времени (в 07:39 по Пекину). Стартовав с площадки № 43/96 космодрома Цзюцюань в пустыне Гоби на северо-западе КНР, она успешно вывела на солнечно-синхронную орбиту высотой 460 километров три малых спутника — «Хунху», «Хунху-2» и «Тяньи-33». Типы космических аппаратов и сферы их применения в официальном сообщении компании LandSpace не раскрываются.

Как пишет Xinhua, «Чжуцюэ-2» стала первой в Китае коммерческой ракетой-носителем на жидком топливе, которая смогла выполнить несколько успешных запусков подряд. «Прошедший запуск позволил еще раз подтвердить техническую зрелость и стабильность ракеты, убедиться в том, что ее надежность соответствует требованиям коммерческого запуска, и приблизить ее к стадии серийного производства и поставок», — говорится в статье.

Кроме того, «Чжуцюэ-2» — это первая космическая ракета на метановом двигателе, которая благополучно доставила полезную нагрузку на орбиту. При этом нынешний запуск стал для нее уже третьим по счету. В прошлый раз носитель был запущен 12 июля 2023 года: именно тогда «Чжуцюэ-2» стала называться первой в мире ракетой на жидком кислороде и метане, успешно выведенной в космос. До этого, в декабре 2022 года, попытка запуска «Чжуцюэ-2» потерпела неудачу из-за отказа двигателей второй ступени.

«Чжуцюэ-2» — это крупнейшая в КНР ракета-носитель, созданная частной космической компанией, и первая среднетяжелая китайская ракета с жидкостным ракетным двигателем. В качестве топлива она использует смесь жидкого кислорода и жидкого метана. На ее первой ступени установлено четыре метановых ракетных двигателя открытого цикла TQ-12, а на второй —  комбинация двигателей TQ-12 и TQ-11, где последний служит для корректировки направления и скорости.

Высота ракеты «Чжуцюэ-2» составляет 49,5 метра, диаметр — 3,35 метра, взлетная масса — примерно 220 тонн, а взлетная тяга — около 268 тонн. По данным разработчиков, она способна выводить на солнечно-синхронную орбиту до четырех тонн полезной нагрузки.

Спустя несколько часов после успешного пуска «Чжуцюэ-2» в субботу LandSpace представила ряд технических подробностей своей следующей ракеты этой серии — «Чжуцюэ-3», которая рассматривается как прямой конкурент носителю Falcon 9 от компании SpaceX. Ее высота будет достигать 76,6 метра, диаметр корпуса — 4,5 метра, обтекатель — 5,2 метра. На первой ступени установят девять двигателей на метане и кислороде, а на второй — один вакуумный двигатель.

Отмечается, что «Чжуцюэ-3» сможет выводить на низкую околоземную орбиту высотой 450 километров 21,3 тонны полезной нагрузки в расходуемом варианте, 18,3 тонны с возвратом ступени на платформу и 12,5 тонны с возвратом ступени на сушу. Стоимость вывода 1 кг полезной нагрузки оценивается в $2800. Первый запуск нового носителя планируется на 2025 год.